Тираж советских газет в 1921–1922 гг.
Скачать статьюкандидат философских наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия
e-mail: mbabyuk@yandex.ruРаздел: Материалы, документы, публикации
Одной и важных проблем современной проблематики истории отечественных СМИ является недостаточная научная и источниковая база для ее активной разработки. Множество данных, особенно по периоду становления и развития данной системы, не введено в научный оборот и недоступно исследователю. Целью данной публикации является введение в оборот данных за один из наименее исследованных периодов функционирования системы советских СМИ.
Предложенный к публикации документ представляет статистические данные по тиражам крупнейших советских газет в период 1921—1922 гг. Известно, что в этот период советская система СМИ переживала существенный кризис, связанный с системными факторами. Таблица (с. 139) с указаниями тиражей наиболее крупных советских газет за данный период дает наглядный пример количественных данных, характеризующих кризисные явления в системе печатных СМИ советской России.
Документ представляет собой фрагмент данных агитационнопропагандистского отдела ЦК РКП(б), полученных из переписки агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б) с Центральной Книжной палатой за период 1923—1924 гг., хранящейся в фондах Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Именно данные книжной палаты положены в основу таблицы, поскольку эта структура обладала фактически максимальными данными по состоянию печати в стране в силу постоянного и обязательного сбора печатной продукции. При этом пробелы в табличных показателях наглядно демонстрируют уровень владения информацией официальными государственными структурами в условиях послевоенного кризиса.
Документ отпечатан на печатной машинке в виде таблицы. В самом документе есть некоторое количество карандашной правки. Данные по выпуску некоторых газет за отдельные периоды, которые не соответствуют по срокам общим данным, вписаны в таблицу от руки карандашом, что помечено примечаниями публикатора. Особенно интересно обратить внимание на примечание, где прямо указано на невозможность сбора более подробных фактов. Представляется, что именно эта неспособность Книжной палаты и агитационно-пропагандистского отдела аккумулировать полные данные даже на уровне ЦК указывает на уровень эффективности системы управления в стране в условиях разрухи и становления принципиально нового государственного аппарата.
Оригинал документа содержится в 60-й описи 17 фонда РГАСПИ. Данная опись аккумулирует обширные, хотя и разрозненные документы агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б), а также его подотдела печати, выделившегося в отдельную структуру в 1924 г. Массив документов представляет собой отчеты отделов, редакций, региональных органов, анкеты, аналитические записки, переписку отделов ЦК с региональными редакциями, отделами и другие документы, связанные с вопросами агитации, пропаганды и развития системы СМИ в первые годы советской власти. Опись в основном охватывает период с 1920 по 1925 г.
Документ представляет существенный интерес для исследователей прежде всего потому, что для ранних этапов развития советской системы СМИ фактически нет доступных полных и систематизированных данных по тиражам советских газет и журналов. Более того, учет такой информации в первые годы функционирования советской власти был организован крайне неаккуратно. Целый ряд официальных документов данного периода1 указывает на то, что сбор такой информации в период Гражданской войны и, позднее, в эпоху нэпа представлял известные трудности для советских властных органов. Так, даже агитационно-пропагандистский отдел печати ЦК РКП(б), обладавший достаточной полнотой полномочий в этом вопросе, часто мог предоставить только отрывочные данные по состоянию газет и журналов в регионах страны, их тиражам, состоянию редакций и пр. Приведенная ниже таблица также отражает степень неупорядоченности учета состояния печати в Советской России в данный период. Однако, несмотря на существенные пробелы в табличных данных, документ обладает колоссальным значением, ибо предоставляет достаточную количественную информацию по общим направлениям развития печати в 1921—1922 гг.
Известно, что на данный период пришелся острый кризис печатных СМИ в стране. Он был связан с системными факторами и, в общих чертах, описан в профильной литературе. Повсеместно указывается, что кризис выражался, прежде всего, в падении качества и объемов печати. Вместе с тем, разрозненность материалов существенно затрудняла общий анализ печати данного периода. Представляется, что публикуемый документ частично закроет данную проблему. Особенно ценным представляется то, что в документе широко представлены данные по крупнейшим региональным изданиям страны. По ним не только можно сделать вывод об объеме кризиса печати в стране, но и оценить степень разрыва между возможностями региональной и центральной печати.
Кроме того, сведения, приводимые в документе, позволяют уточнить наши данные о структурных характеристиках советской печати в период после окончания Гражданской войны. Очевидно, что структурно наиболее значимая советская пресса, за исключением центральных газет, выстраивалась вокруг партийных и советских органов на местах. Причем, что интересно, в разных регионах издатель мог быть различным, а зачастую газеты выходили как единый орган партийной и советской печати. Это указывает на то, что к началу 1920-х гг. у власти не хватало экономических ресурсов для формального разделения информационных потоков от партийных и советских органов, но уже была достаточно четко выстроена политическая система, нивелировавшая различия между данными органами. То есть данная информация отражает уже достаточно высокий уровень тотализации политической системы, выраженной в сращивании партийных органов с органами власти в стране.
Примечание: в таблицу включена только часть наиболее крупных провинциальных и столичных печатных органов, по которым можно было проследить тираж в течение указанного выше времени (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Ед. хр. 917. Л. 12).
Примечания
1 Документы агитационно-пропагандистских органов партии однозначно свидетельствуют, что исчерпывающих данных по СМИ у власти в первой половине 1920-х гг. зачастую просто не было (см., например: Сводка о положении печати по РСФСР по материалам подотдела учета местного опыта ЦК РКП(б) // История отечественных СМИ. Ежегодник. М., 2013).
2 То же.
3 То же.
4 Начало оборотной стороны документа.
5 Уточнение, что данные на сентябрь, приписано в документе от руки карандашом.
Поступила в редакцию 12.02.2015