Потребность аудитории в интернете и традиционных СМИ

Скачать статью
Щепилова Г.Г.

доктор филологических наук, профессор кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: shgg@yandex.ru

Раздел: Социология журналистики

Уровень проникновения интернета в России продолжает расти. На основании этого факта иногда делается вывод об изменении аудиторных предпочтений в пользу интернет-платформы. В рамках постановочного пилотного исследования мы попытались посмотреть на проблему аудиторного внимания к различным типам медиа в населенных пунктах с разным количеством жителей и сформировать рабочую гипотезу с целью понимания как текущего состояния, так и прогнозных установок на развитие ситуации.

Ключевые слова: интернет, проникновение интернета, аудитория, выбор медиа, функциональные запросы

Введение

Обращение аудитории к тому или иному типу СМИ обусловлено ее мотивационными потребностями. Удовлетворение аудиторных потребностей зачастую связано с функциями журналистики и СМИ, о которых подробно писали как российские, так и зарубежные исследователи.

Так, например, Е.П. Прохоров выделяет шесть функций журна­листики: коммуникативную, непосредственно-организаторскую, идеологическую, культурно-образовательную, рекламно-справочную, рекреативную (Прохоров, 2009).

С.Г. Корконосенко, предлагая разделять понятие «социально­ролевая характеристика журналистики», под которой он понимает «выполнение ряда социальных обязанностей в соответствии с об­щественными запросами и ожиданиями», и понятие «функция журналистики», выделяет четыре социальных роли журналистики: производственно-экономическую, информационно-коммуникатив­ную, регулирующую, духовно-идеологическую (Корконосенко, 2009). С.Г. Корконосенко предлагает также субъектный подход к вычле­нению системы функций журналистики, то есть попытку класси­фицировать функции на основе потребностей субъектов.

Л.H. Федотова, И.Д. Фомичёва и некоторые другие авторы предпочитают говорить не о функциях журналистики, а о функциях средств массовой информации (коммуникации). Л.H. Федотова выделяет такие функции СМИ, как информирование, воспита­ние, организация поведения, снятие напряжения, коммуникация (Федотова, 1993). И.Д. Фомичёва к функциям СМИ относит коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентирующую и социально-организаторскую (Фомичева, 1993).

Г. Пёршке исходит из понимания функции журналистики как влияния, оказываемого журналистикой на общество. Он предлага­ет в этом контексте понимания три основные группы функций: идеологические, заключающиеся в совокупности действий, «на­правленных на интеграцию людей в идеологические, прежде всего, политические отношения»; культурные, связанные с участием жур­налистики «в развитии самого человека, в проявлении его лично­сти»; социальные, обусловленные участием журналистики «в форми­ровании человеческой индивидуальности в рамках образа жизни известных социально-исторических общностей» (Пёршке, 1993: 83).

Г. Лассуэлл полагал, что СМИ выполняют три основные соци­альные функции: обозрение окружающего мира, корреляция с со­циальными структурами общества и трансляция культурного на­следия. Благодаря функции обозрения СМИ позволяют обществу следить за изменениями, которые происходят вокруг, и выявлять как угрозы, так и благоприятные возможности. Функция корреля­ции объединяет людей из различных частей общества, позволяет вместе реагировать на общественные угрозы в процессе объясне­ния и интерпретации событий. Трансляция позволяет передавать культурное и социальное наследие от одного поколения к другому, что делает СМИ агентом социализации (Lasswell, 1948).

Д. МакКуэйл рассматривает аудиторию не как пассивного по­лучателя информации, а как активного участника, пытающегося удовлетворить через обращение к СМИ свои потребности и ожи­дания. МакКуэйл предлагал следующую классификацию потреб­ностей аудитории: потребность в информации, потребность в иден­тификации, потребность в интеграции и социальной интеракции, потребность в развлечении (McQuail, 2000). С помощью информа­ции, полученной из СМИ, реципиент ориентируется в событиях и проецирует происходящее на свою собственную жизнь, пытаясь через знание и понимание решить проблему своей безопасности, лавируя в условиях сложившихся отношений и связей. Само поня­тие «идентификация» было введено 3. Фрейдом и связывалось с невротическими симптомами. Сегодня в коммуникационных тео­риях идентификация рассматривается как процесс объединения реципиентом себя с другими на основании эмоциональных свя­зей, а также включения в свой внутренний мир и принятия как собственных их норм, ценностей, образцов. Через средства массо­вой информации реципиент имеет возможность сравнивать себя с большим количеством людей, что дает ему широкое поле для по­иска моделей поведения. Информация, получаемая из средств массовой информации, дает человеку возможность связать себя с другими — иногда на чисто психологическом, а иногда и на практическом уровне. Потребность в общении, во взаимодействии толкает реципиента на поиск в СМИ информации о себе подоб­ных. Средства массовой информации, в свою очередь, зачастую формируют критерии для межличностной коммуникации. Аудито­рия, обращаясь к средствам массовой информации, стремится также развлечься. Это может быть своего рода бегством от про­блем, желанием расслабиться. Одновременно обращение к СМИ с целью развлечения предполагает культурное и эстетическое на­слаждение, эмоциональную разгрузку Д. МакКуэйл считает, что эти потребности управляют коммуникационным процессом во всех его фазах — на уровне селекции выбора СМИ, селекции обраще­ния к содержанию и селекции восприятия.

Американский социолог и публицист Чарльз Райт Миллс также рассматривал функцию развлечения, которая предоставляет людям возможность расслабления и удовольствия, тем самым облегчая для них «трудности» жизни и содействуя поддержанию обществен­ного порядка (Wright, 1960). Функция развлечения СМИ зачастую рассматривается современными исследователями в контексте ин­дустрии свободного времени. Так, E.Л. Вартанова подчеркивает, что «процесс интеграции СМИ в индустрию свободного времени стал важной экономической и одновременно социально-полити­ческой тенденцией как в индустриальном, так и в постиндустри­альном обществе» (Вартанова, 2013: 151).

Обзор представлений российских и зарубежных исследовате­лей, связанный с функциями журналистики и СМИ и потребно­стями аудитории, важен для того, чтобы четко определиться с главным вопросом: для чего человек обращается к массмедиа? На наш взгляд, первичными и основными потребностями являют­ся: 1) желание получить информацию; 2) желание узнать что-то новое, которое будет способствовать развитию и самообразова­нию; 3) желание развлечься. Именно эти три базовые потребности аудитории являются основополагающими, именно они влияют на функциональность контента СМИ и выстраивают в процессе по­лучения и переработки информации дополнительные стимулы — например, сравнения, интеграции, социальной адаптации, спра­вочного подтверждения, идеологизации и т.д.

В рамках исследования мы намеренно ориентировались на ба­зовые мотивации аудитории при обращении к медиа, которые были заложены в основу вопросов, задаваемых респондентам.

Задачи и методы исследования

Уровень проникновения интернета в России продолжает расти. Однако этот рост происходит далеко не равномерно. Так, по дан­ным Фонда «Общественное мнение», летом 2013 г. в Москве 71,9% жителей являлись интернет-пользователями. В городах-миллионниках эта цифра уже была значительно ниже — 64,7%; в городах с численностью менее 100 тыс. человек — 55,9%; в селах — 43,6% (см. рис. 1).

При этом в малых российских городах и сельской местности проживает 44% от общего количества пользователей интернета (см. рис. 2).

В рамках постановочного пилотного исследования мы рассмат­ривали, как в различных населенных пунктах с разным уровнем проникновения интернета выбирают медиаплатформы, которые могут удовлетворить базовые потребности аудитории. Целью дан­ного исследования было выявление зависимости между уровнем проникновения интернета и вниманием аудитории к традицион­ным медиа. На основании этой зависимости мы намерены сфор­мировать рабочую гипотезу и этапы дальнейшего исследования, которое позволило бы в дальнейшем сформулировать основные тренды аудиторного потребления информации в населенных пунк­тах с разным уровнем проникновения интернета.

2014-5-24-28 (1).png

2014-5-24-28 (2).png

Полевые работы по пилотному исследованию проводилось в ноябре—декабре 2013 г. Было опрошено 40 человек в возрасте от 25 до 44 лет, мужчины и женщины в равной пропорции. Возраст­ной интервал был выбран с учетом того, что основной профиль интернет-пользователей, по данным TNS Россия (M’Index 2013/2 полугодие — Россия), младше 45 лет. Из возрастного интервала была также исключена группа наиболее активных молодых поль­зователей — 16—24 года. Среди опрошенных 10 человек прожива­ют в Москве; 10 человек — в г. Екатеринбург (1396 тыс. чел.), 10 человек — в г. Котельнич Кировской области (25,9 тыс. чел.); 10 чел. — в пос. Тужа Кировской области (4,4 тыс. чел.). Таким обра­зом, в выборку исследуемых населенных пунктов попала Москва — город с самым высоким проникновением интернета; Екатерин­бург — один из городов-миллионников, которые по статистике интернет-проникновения идут вслед за Москвой и Санкт- Петербургом; и два малых населенных пункта — г. Котельнич, в котором проживает менее 100 тыс. человек, и пос. Тужа, который относится к сельским поселениям с числом жителей менее 10 тыс. человек. Все опрошенные респонденты умеют пользоваться ин­тернетом и выходят в сеть не реже 1 раза в месяц.

Метод исследования — личное экспресс-интервью с дополни­тельной корреляцией по системе шкалирования. В силу малой вы­борки мы не ставили задачу получить адекватные результаты мето­дом количественного анализа. Основной упор делался на качественные методы, среди которых наиболее приемлемым пред­ставляется метод шкалирования. Всем респондентам задавались вопросы, связанные с базовыми функциями СМИ: 1) Какие медиа вы используете для получения новостей? 2) Какие медиа вы ис­пользуете для отдыха и развлечения? 3) Какие медиа вы использу­ете для самообразования или саморазвития? Респонденты могли выбрать несколько медиаплатформ: ТВ, радио, газеты, журналы и интернет и оценить каждый свой выбор максимум в пять баллов.

Результаты исследования

Все результаты обрабатывались вручную — учитывался уточ­ненный ответ с использованием пятибалльной шкалы. Каждое ме­диа, таким образом, могло набрать максимальную сумму 50 баллов от 10 респондентов по каждому населенному пункту, что позволя­ло в дальнейшем видеть аудиторные предпочтения по каждому типу медиа.

2014-5-24-28 (3).png

Как видно из данной табл. 1, для получения новостей только в Москве интернет имеет приоритетное положение по сравнению с традиционными СМИ. В городе-миллионнике Екатеринбурге большинство опрошенных рассматривают как основной канал те­левидение, хотя интернет здесь находится на второй позиции и с очень небольшим разрывом. И в Москве, и в Екатеринбурге га­зеты рассматриваются как источники получения новостей, но сильно отстают от двух лидирующих каналов — интернета и телевидения. Зато в малых населенных пунктах — Котельниче и Туже — интер­нет по степени предпочтений аудитории при получении новостей занимает лишь третье место. На первом устойчиво находится теле­видение, на втором — газеты.

Как показывает наше исследование, для отдыха и развлечения москвичи опять-таки предпочитают интернет, в Екатеринбурге и в малых поселениях — телевидение. Хотя количество респондентов в малых городах, которые отмечают интернет как платформу для отдыха и развлечений, сравнительно невелико, выше количество тех, кто предпочитает для этой цели использование журналов.

2014-5-24-28 (4).png

В ответе на вопрос об использовании медиа для самообразова­ния или саморазвития и в Москве, и в Екатеринбурге уверенно лидирует интернет. Зато в малых городах на первое место выходят журналы, но при этом достаточно высокими остаются и позиции телевидения. Примечательно, что в малых городах в ответе на этот вопрос сравнимы позиции газет и интернета.

Основные выводы

В Москве интернет уверенно лидировал в ответах на все три во­проса.

В Екатеринбурге интернет занял первое место только в ответе на третий вопрос о самообразовании и саморазвитии; для получе­ния новостей, отдыха и развлечений самым приоритетным комму­никационным каналом остается телевидение, хотя процент тех, кто отдает предпочтение интернету, в городе-миллионнике также высок. От телевидения и интернета в Екатеринбурге далее по шка­ле со значительным отставанием идут газеты, журналы, радио в ответе про новости; журналы, радио, газеты — в ответе про от­дых и развлечения.

Опрос показал совершенно иные результаты в г. Котельнич и пос. Тужа. Для получения новостей, а также для отдыха и развле­чений жители малых населенных пунктов назвали главным ком­муникационным каналом телевидение. На втором по значениям шкалы месте для получения новостей назывались газеты, а для отдыха и развлечения — журналы. Интернет оказался только на третьем месте в ответах на оба вопроса. Что касается вопроса о са­мообразовании и саморазвитии, то в ответах респондентов на пер­вое место вышли журналы, второе место в Котельниче все же за­нимал интернет, далее следовали телевидение, газеты и радио, а в Туже — второе место занимало телевидение, далее следовали ин­тернет, газеты и радио.

Данное исследование позволяет сформировать рабочую гипо­тезу: чем выше уровень проникновения интернета, тем меньше внимание оказывает аудитория традиционным СМИ для получе­нии новостей, отдыха и развлечения, самообразования и самораз­вития.

Но, на наш взгляд, сформированная гипотеза нуждается в кор­ректировке и уточнении. Поэтому в ближайшее время планируется второй этап исследования с использованием методики глубинных интервью в тех же населенных пунктах с целью уточнения адек­ватности понимания аудиторией функциональной медиаотдачи; количества затрачиваемого времени на традиционные СМИ и ин­тернет в течение недели; особенностей доступа к медиаплатфор­мам; тематики потребляемой информации; выбора конкретных медиаресурсов. Уточнения и корректировки позволят не только обозначить современное состояние аудиторных предпочтений в населенных пунктах с разным уровнем проникновения интернета, но и, надеемся, даст более детальный материал для определения основных параметров потребления контента на различных медиа­платформах.

Библиография 

Вартанова Е.Л. СМИ и журналистика в пространстве постиндустри­ального общества // Философия и социальная теория: Сб. научных тру­дов. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2013.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009.

Пёршке Г. Журналистика как отрасль духовного производства // Ос­новные понятия теории журналистики. М., 1993.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: теория и прак­тика. М., 1993.

Фомичёва И.Д. Журналистика и общественное мнение // Основные понятия теории журналистики. М., 1993.

Lasswell Н. (1948) The structure and function of communication in society. In The Process and Effects of Mass Communication. Urbana: University of Illinois Press.

McQuail D. (2000) Mass Communication Theory. London: Sage.

Wright C. (1960) Mass Communication: A Sociological Perspective. New York: Random House.


Поступила в редакцию 10.05.2014