Медиаландшафт Швейцарии: слияния и поглощения на фоне кризиса

Скачать статью
Якова Т.С.

кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: t-yakova@mail.ru

Раздел: Зарубежная журналистика

В условиях экономического кризиса слияния и поглощения на швейцарском медиарынке набирают небывалый размах. Концентрация СМИ в руках не-скольких гигантов медиабизнеса привела к заметному падению конкуренции и существенному ограничению плюрализма мнений. Сегодня политику в медиасекторе Швейцарии формируют пять крупных медиакорпораций: “Тамедиа”, “НЦЦ-Группе”, “АЦМедиен Группе”, “Зюдостшвайц Медиен” и “Ринье”. Еще две иностранные медиакомпании расширили сферы своего влияния в западной и центральной частях страны: французская “Груп Эрсан Медиа” и немецкая “Аксель Шпрингер ферлаг”. В результате крупных сделок в сфере СМИ монополисты укрепили свои позиции на швейцарском медиарынке, практически поглотив большинство независимых изданий или существенно ограничив их аудиторию.

Ключевые слова: концентрация, слияния и поглощения, медиарынок, медиакорпорации, “Ринье”

Процессы концентрации средств массовой информации в Швейцарии набирают небывалый размах. Общественность бьет тревогу: все больше материалов в прессе и электронных СМИ посвящены обсуждению негативного влияния концентрации в сфере медиа на независимость СМИ и плюрализм мнений. Мировой экономический кризис, вызвавший резкое сокращение рекламных инвестиций в СМИ, ускорил процессы слияний и поглощений на швейцарском медиарынке. В результате несколько крупных медиа­концернов расширили сферы своего влияния, практически погло­тив большинство независимых изданий или существенно ограни­чив их аудиторию.

Швейцарский рынок прессы

Пять крупных корпораций разделили медиарынок Швейцарии: “Тамедиа” (Tamedia), “НЦЦ-Группе” (NZZ-Gruppe), “Зюдостшвайц Медиен” (Suedostschweiz Medien), “АЦ Медиен Группе” (AZ Medien Gruppe) и “Ринье” (Ringier). Кроме них, заметны два иностранных предприятия: французский концерн ‘Труп Эрсан Медиа” (Groupe Hersant Media) расширил сферу своего влияния на западные регионы Швейцарии (в районе Женевского озера: от Нойенбурга до Биля); а немецкий “Аксель Шпрингер ферлаг” (Axel Springer Verlag) владеет несколькими крупными СМИ в Цю­рихе.

По объему капитала лидирует “Ринье” (1535,5 млн швейцар­ских франков)1, более чем в два раза увеличивший свои размеры с 2000 г. Но значительная часть активов компании находится за пре­делами Швейцарии — в странах Восточной Европы (Венгрии, Ру­мынии, Словакии, Сербии, Хорватии, Чехии), в Германии, Китае и Вьетнаме.

На швейцарском медиарынке первое место прочно занимает концерн “Тамедиа” (897,5 млн шв. фр.)2, купивший в середине 2009 г. значительную долю “Эдипресс групп” (Edipresse Group) — 49,9%3, что позволило распространить сферу его влияния на фран­коязычные регионы (несколько крупных газет и журналов выхо­дит в Женеве и Лозанне). Вторую позицию занимает “НЦЦ-Группе” (538 млн шв. фр.)4. Далее следуют два медиакон­гломерата средней величины: “Зюдостшвайц Медиен” (135,8 млн шв. фр.) и “АЦ Медиен Группе” (201,2 млн шв. фр.)5. Для обоих вопрос о вхождении в более крупное объединение — дело време­ни.

Почти все ежедневные и еженедельные газеты и популярные журналы, а также большинство локальных радио- и телестанций принадлежат полностью или частично этим пяти гигантам медиа­бизнеса Швейцарии. Из 15 крупнейших ежедневных газет только одна не принадлежит монополистам — “Базлер Цайтунг” (Basler Zeitung)6.

Многие газеты и журналы из-за проблем, вызванных экономи­ческим кризисом, вынуждены были в прошлом году сократить свои тиражи. Совокупный тираж швейцарской прессы в 2009 г. был равен 3 669 241 экз.7, что более чем на 160 000 экз. меньше, чем в предыдущем 2008 г. (3 831 881 экз.). Это самый низкий пока­затель с 1985 г.

elibrary_15248816_980523461.png

Подобная ситуация сложилась и на рынке журналов. Из 15 круп­нейших общественно-политических, экономических и финансовых изданий только 3 не принадлежат монополистам швейцарского медиарынка: “Вельтвохе” (Die Weltwoche) и “Ридерс дайджест” (Reader’s Digest) на немецком и французском языках8. “Вельтвохе” еще совсем недавно принадлежал издательству “Базлер цайтунг” (Basler Zeitung) наряду с двумя другими крупными швейцарскими экономическими изданиями: “Беобахтер” (Beobachter) и “Биланц” (Bilanz). Главный редактор “Вельтвохе” Роджер Кеппель в 2006 г. приобрел контрольный пакет акций журнала и создал соб­ственное предприятие — “Вельтвохе ферлагс АГ” (Weltwoche Verlags AG)9, два других журнала были куплены немецким кон­церном “Аксель Шпрингер ферлаг” (Axel Springer Verlag), который все больше расширяет сферу своего влияния в Швейцарии. “Шпрингеру” принадлежит еще одно еженедельное экономиче­ское издание — “Хандельсцайтунг” (Handelszeitung), пользующее­ся популярностью у швейцарских читателей10.

elibrary_15248816_980523462.png

Крупные корпорации

“Тамедиа”. Сфера влияния медиаконцерна “Тамедиа” распростра­няется на всю западную часть Швейцарии, регионы Берна, Тургау и Цюриха. В 2007 г. компания увеличила свои активы — купила “Эспейс Медиа групп” (Espace Media Group) с двумя крупными ежедневными газетами “Бунд” (Bund) и “Бернер цайтунг” (Berner Zeitung). В 2009 г. после покупки доли “Эдипресс групп”, домини­ровавшей почти во всей Западной Швейцарии, “Тамедиа” прочно укрепилась во франкоязычной части страны11.

Значительная часть изданий компании выходит в Цюрихе: “Тагес-анцайгер” (Tages-Anzeiger, крупнейшая ежедневная газета), “Зонтагсцайтунг” (SonntagsZeitung, воскресная газета), “20 минут” (20 Minuten, на немецком языке, информационно-рекламная еже­дневная бесплатная газета, также выходит в Берне, Базеле, Санкт-Галлене и Люцерне), “Финанц унд виртшафт” (Finanz und Wirtschaft, популярный экономический журнал), “Швайцер фамилие” (Schweizer Familie, специализированный журнал), “Анабель” (Annabelle, журнал для женщин), радиостанция “Радио 24” (Radio 24), телестанция “Теле цюри” (Tele Zueri), несколько специализи­рованных изданий.

Другой крупный издательский центр немецкоязычных СМИ “Тамедиа” расположен в Берне: кроме “Бернер цайтунг” и “Бунд” (ежедневные газеты) там выходят около десяти специализирован­ных газет и журналов, а также локальное радио “Капитал фм” (Capital Fm) и телевидение “Телеберн” (Telebaern).

В Женеве и Лозанне несколько ежедневных франкоязычных изданий контролируются совместно “Эдипресс” и “Тамедиа”: “Трибюн де женев” (Tribune de Geneve), “Ле тан” (Le Temps), “24 ор” ( 24 heures), “Ле матэн” (Le Matin) и др.

Кроме того, в различных кантонах страны около двух десятков региональных периодических изданий также принадлежат “Таме­диа”: “Золотурнер тагблат” (Solothurner Tagblatt), “Тургауер цай­тунг” (Thurgauer Zeitung), “Тунер тагблат” (Thuner Tagblatt), “Бер­нер оберлендер” (Berner Oberlaender), “Ландботэ” (Der Landbote), “Муртенбитер” (Der Murtenbieter), “Ля режьон” (La Region), “Журналь де морге” (Journal de Morges), “Ле режьональ” (La Re­gional) и др.

Стремительная экспансия влияния “Тамедиа” на различные ре­гионы страны диктовалась исключительно коммерческими инте­ресами. Руководство концерна выказало озабоченность сокраще­нием прибылей в связи с уменьшением объемов рекламы и предприняло ряд мер, направленных на снижение расходов на ин­формационное производство. Среди них: сокращение количества сотрудников, объединение редакций, уменьшение газетных пло­щадей и др. Расширение активов компании, по мнению менедж­мента “Тамедиа”, должно привлечь рекламодателей. Крупный концерн, с одной стороны, предлагает большую эффективность рекламных вложений, так как гарантирует большую аудиторию; с другой стороны, может диктовать условия, более выгодные для себя. Результаты такой политики будут очевидны уже в ближайшее время, когда “Тамедиа” получит контрольный пакет акций “Эдипресс групп” (по соглашению — до 2011 г.).

“НЦЦ-Группе”. Второе место на швейцарском медиарынке удерживает “НЦЦ-Группе”. Штаб-квартира концерна находится в Цюрихе, где выходит и главное издание — ежедневная “Нойе цюр­хер цайтунг” (Neue Zuercher Zeitung), известная не только в Швей­царии, но и далеко за ее пределами. С аббревиатурой “НЦЦ” вы­ходит целый ряд газет и журналов: “НЦЦ ам зонтаг” (NZZ am Sonntag), “НЦЦ фолио” (NZZ Folio), “НЦЦ фокус” (NZZ Fokus), “НЦЦ кампус” (NZZ Campus), “НЦЦ кроник” (NZZ Chronik), “НЦЦ формат (ТВ)” (NZZ Format (TV)), “НЦЦ штандпункте” (NZZ Standpunkte). Также в Цюрихе издаются 3 специализирован­ных журнала: “Райзеблик” (ReiseBlick), “Артундрайзе” (artUN-Dreise) и “Ц — ди шонен зайтен” (Z — Die schoenen Seiten).

Кроме того, “НЦЦ-Группе” владеет двумя влиятельными еже­дневными газетами, с помощью которых она охватывает аудито­рию центральной и восточной Швейцарии. “Нойе люцернер цай­тунг” (Neue Luzerner Zeitung) распространяется в центральных районах страны, а “Санкт-галер тагблат” (St.-Galler Tagblatt) — на востоке. В Люцерне и Санкт-Галлене выходят еще несколько газет и журналов, принадлежащих концерну, а также 3 радиопрограм­мы: “Радио пилатус” (Radio Pilatus), “Радио фм 1” (Radio FM1), “Фм 1 мелоди” (FM 1 Melody, кабельное радио); и 2 телепрограм­мы “Теле 1” (Tele 1), “Теле остшвайц” (Tele Ostschweiz).

В различных кантонах страны (в основном — центральных и восточных) “НЦЦ-Группе” издает около 30 газет и журналов: “Нойе цугер цайтунг” (Neue Zuger Zeitung), “Нойе швицер цай­тунг” (Neue Schwyzer Zeitung), “Анцайгер фон устер” (Anzeiger von Uster), “Вилер цайтунг” (Wiler zeitung), “Анцайгер Зульген” (An­zeiger Sulgen), “Цюрхер оберлендер” (Zuercher Oberlaender), “Апенцелер цайтунг” (Appenzeller Zeitung) и др.

В условиях экономического кризиса “НЦЦ-Группе” предпри­няла ряд мер, направленных на повышение эффективности своей деятельности. Усилия руководства были нацелены на реструктури­зацию бизнеса, модернизацию управления внутри корпорации, совершенствование межредакционного сотрудничества. Как и на других медиапредприятиях, были сокращены штаты и уволены около 50 сотрудников. Но основной упор в планах компании на ближайший год делается на повышение абонентской платы, уве­личение рекламных расценок и развитие интернет-изданий.

“АЦМедиен Группе”. “АЦ Медиен Группе” принадлежат около двадцати ежедневных и еженедельных газет, несколько специали­зированных изданий и ряд локальных радио- и телестанций. Сфе­ра ее влияния — северо-западные кантоны Швейцарии. Объемы капитала “АЦ Медиен Группе” значительно меньше, чем у “Тамедиа” и “НЦЦ-Группе”, но в своем регионе компания — абсолют­ный монополист на рынке СМИ. Ей принадлежит популярная ежедневная газета “Мительланд цайтунг” (Mittelland Zeitung), ко­торая до недавнего времени считалась третьей по тиражу ежеднев­ной газетой Швейцарии. Лишь в прошлом году, когда ее тираж со­кратился в связи с кризисом, она уступила “Бернер цайтунг” и сегодня занимает четвертое место.

“АЦ Медиен Группе” владеет также популярными ежедневны­ми газетами: “Ааргауер цайтунг” (Aargauer Zeitung), “Лиматалер цайтунг” (Limmattaler Zeitung), “Базельландшафтлихе цайтунг” (Basellandschaftliche Zeitung), “Ольтнер тагблат” (Oltner Tagblatt) и “Зофингер тагблат” (Zofinger Tagblat).

В условиях экономического кризиса “АЦ Медиен Группе” по­пыталась укрепить свои позиции на рынке за счет объединений с другими медиапредприятиями. В январе 2009 г. она купила извест­ную в Швейцарии медиакомпанию “Фогт-Шилд Медиен Группе” (Vogt-Schild Medien Gruppe), издававшую целый ряд газет и жур­налов на северо-западе страны, и таким образом поглотила основ­ного конкурента. Сегодня ей принадлежит большинство ежеднев­ных и еженедельных изданий в этом регионе: “Золотурнер цайтунг” (Solothurner Zeitung), “Гренхнер тагблат” (Grenchner Tagblatt), “Лангенталер тагблат” (Langenthaler Tagblatt), “Бернер рундшау” (Berner Rundschau), “Анцайгер” (Azeiger), “Гренхнер штадтанцайгер” (Grenchner Stadtanzeiger), “Вохенблат фюр дас шварцбубенланд” (Wochenblatt fuer das Schwarzbubenland), “Бернер ландботэ” (Berner Landbote) и др., а также несколько специализи­рованных изданий. Компания владеет тремя локальными радио- и телестанциями: “Радио арговиа” (Radio Argovia), “Теле М1” (Tele M1), “Теле тель” (Tele Tell).

Монопольное положение на медиарынке северо-западной Швейцарии дает возможность “АЦ Медиен Группе” диктовать свои условия рекламодателям, заинтересованным в аудитории это­го региона. Результаты такой политики станут очевидны уже в ближайшее время, когда будут опубликованы отчеты компании за предыдущий финансовый год.

“Зюдостшвайц Медиен”

Предприятия “Зюдостшвайц Медиен” расположены в юго­восточной Швейцарии. Население этой части страны говорит на диалектах немецкого, а также на ретороманском языке. Газеты и журналы в этом регионе также выходят на немецком (частично — на диалектах) и ретороманском. Издательский центр “Зюдост­швайц Медиен” находится в городе Кур — столице ретороман­ской Швейцарии, где печатаются ежедневные “Зюдостшвайц граубюнден” (Suedostschweiz Graubuenden) и “Бюнднер тагблат” (Buendner Tagblatt) и еженедельные “Зюдостшвайц ам зонтаг” (Suedostschweiz am Sonntag) и “Бюнднер вохэ” (Buendner Woche). Компании принадлежит 20 газет и журналов: “Давозер цайтунг” (Davoser Zeitung), “Клоштерзер цайтунг” (Klosterser Zeitung), “Арозер цайтунг” (Aroser Zeitung), “Ла Куотидиана” (La Quotidiana, на ретороманском языке), “Хефнер фольксблат” (Hoefner Volksblatt), “Оберзее нахрихтен” (Obersee-Nachrichten), “Граубюнден эксклю­зив” (Graubuenden exklusiv), “Ботэ дер Уршвайц” (Bote der Urschweiz) и др.; несколько местных радио- и телепрограмм: “Радио Гриша” (Radio Grischa), “Радио Энгиадина” (Radio Engiadina), “Теле Зюдост­швайц” (Tele Suedostschweiz).Самое крупное издание компании — ежедневная газета “Зюдостшвайц” — выходит в разных городах (Куре, Гларусе, Узнахе и др.) с 11 региональными выпусками, фор­мируя единую информационную политику. Для рекламодателей газета предлагает наиболее выгодные условия по тарифам и охвату аудитории, что позволяет ей лидировать по объемам рекламных поступлений в юго-восточных кантонах страны.

По прогнозам экспертов, “Зюдостшвайц Медиен” как сравни­тельно небольшая медиакомпания может быть поглощена более крупными объединениями. Препятствием этому могут стать толь­ко новые ограничения антимонопольного законодательства, кото­рые обсуждаются в парламенте Швейцарии в связи с кризисными явлениями в разных отраслях экономики страны.

“Ринье”. Медиаконцерн “Ринье” относится к крупнейшим меж­дународным объединениям, хотя в Швейцарии сферы его влияния довольно ограниченны. Компании принадлежит 120 газет и журна­лов, 11 типографий в разных странах мира, несколько телевизион­ных и радиостанций, около 80 веб-сайтов и мобильных сервисов12. В Швейцарии “Ринье” лидирует на рынке таблоидов: ежедневная газета “Блик” (Blick) в течение многих лет занимала первые пози­ции по тиражам, лишь в последние годы уступив бесплатной газе­те “20 минут”. Но компания продолжает активно развивать это из­дание — большими тиражами издаются “Блик ам абенд” (Blick am Abend) и “Зонтагсблик” (SonntagsBlick). В то же время прекращен выход успешной экономической газеты “Кэш” (осталась лишь интернет-версия).

Немецкоязычные издания концерна выходят в Цюрихе — 3 га­зеты (“Блик”, “Блик ам абенд” и “Зонтагсблик”) и несколько жур­налов: “Швайцер илюстрирте”, (Schweizer Illustrierte), “Глюкcпост” (Glueckspost), “Болеро” (Bolero), “ТВ тэглих” (TV taeglich) и др. Там же концерну принадлежат 6 телевизионных программ и 2 ра­диопрограммы.

На французском языке “Ринье” издает несколько журналов в Лозанне: “Лебдо” (L’Hebdo), “Илюстре” (L’illustre), “Эдельвейс” (Edelweiss). На итальянском выходит одно издание концерна “Иль кафе” (Il Caffe).

На швейцарском медиарынке “Ринье” утвердился довольно прочно. Лишь внутренняя политика владельцев компании, на­правленная на инвестирование в медиабизнес других стран, огра­ничивает увеличение ее активов в Швейцарии. По объемам обо­ротного капитала концерн значительно превосходит все другие швейцарские медиаобъединения.

“Шпрингер”. Немецкий концерн “Аксель Шпрингер ферлаг” успешно продвигается на швейцарском медиарынке. Его позиции упрочились с приобретением в ноябре 2007 г. изданий швейцар­ской компании “Жан Фрей АГ” (Jean Frey AG). Сегодня концерну принадлежит несколько ведущих экономических газет и журналов: “Хандельсцайтунг” (Handelszeitung), “Беобахтер” (Beobachter), “Биланц” (Bilanz), а также специализированные: “ТВ стар” (TV Star), “Стокс” (Stocks) и “Теле” (Tele). В немецкоязычных регионах Швей­царии распространяются и другие газеты и журналы “Шпрингера”, издающиеся в Германии. Серьезную конкуренцию швейцарским СМИ составляют специализированные и развлекательные издания.

Независимая пресса

Несмотря на высокую степень концентрации печатных СМИ Швейцарии в крупных медиакорпорациях, в стране все еще изда­ется небольшое количество независимых газет и журналов, не принадлежащих монополистам медиарынка. Многие из них — га­зеты с многолетней историей и традиционной аудиторией в разных регионах страны.

Более или менее независимы от крупных медиакорпораций из­дания италоязычной части Швейцарии. Почти все газеты и журналы этого южного региона страны — кроме “Иль кафе”, которым вла­деет “Ринье”, — принадлежат небольшим частным издательствам: “Корьере дель тичино” (Corriere del Ticino, ежедневная газета, учрежденная одноименным издательским обществом), “Джорнале дель пополо” (Giornale del Popolo, ежедневная газета, находится в совместном владении Издательского общества “Корьере дель Тичи­но” и отделения католической церкви в Лугано), “Режионе Тичино” (La Regione Ticino, ежедневная газета, принадлежит частному из­дателю Джакомо Сальвиони), “Пополо э либерта” (Popolo e liberta, еженедельная газета, издается Народной демократической партией Тичино).

Несколько примеров независимых ежедневных, еженедельных и ежемесячных изданий, выходящих в других регионах Швейца­рии: “Форвертс” (Vorwaerts, Цюрих), “ВОЦ ди вохэнцайтунг” (WOZ Die Wochenzeitung, Цюрих), “Виллизауер ботэ” (Willisauer Bote, Виллизауер), “Вельтвохе” (Weltwoche, Цюрих), “Вализер ботэ” (Walliser Bote, Бриг), “Котидьен юрасьен” (Quotidien Jurassien, Делемон), “Шафхаузер нахрихтен” (Schafhauser Nachrichten, Шафхаузен), “Роте анелизе” (Rote Anneliese, Бриг), “ПС” (PS, Цюрих), “Либерте” (La Liberte, Фрибург), “Курир” (Le Courrier, Женева), “Юнгфрау цайтунг” (Jungfrau Zeitung, Интерлакен) и др.

В условиях финансового и экономического кризиса эти газеты выживают за счет поддержки своих читателей и сокращения рас­ходов на производство (сокращение газетных площадей, коопера­ция с другими редакциями и др.), как правило, особое внимание уделяя качеству содержания. По мнению швейцарских экспертов, только качество информации небольших локальных и местных из­даний помогает им выдержать конкуренцию с крупными изданиями-монополистами и сохранить своих подписчиков.

Популярная независимая швейцарская газета “Базлер цайтунг” (Basler Zeitung) в прошлом году признана лучшим региональным изданием в Европе13. В этой газете много внимания уделяется ди­зайну и формам подачи информации на газетной полосе. Из-за сильной конкуренции на рынке “Базлер цайтунг” приходится со­перничать с тремя бесплатными изданиями, что вынуждает журна­листов подходить к подготовке материалов особенно внимательно. Главный редактор Матиас Геринг отмечает, что “Базлер цайтунг” предоставляет читателю только выверенную информацию и четкие концепции, чем отличается от информационного хаоса, царящего и у бесплатных конкурентов, и в Интернете14.

Коммерческие интересы и плюрализм мнений

Еще двадцать лет назад в Швейцарии была развита партийная журналистика. У многих политических партий были собственные газеты во многих кантонах страны. Политическая жизнь освеща­лась самым активным образом. В девяностые годы партийная пресса была вытеснена бульварными изданиями, которые позицио­нировали себя как газеты-форумы, открытые для политических дискуссий, но реально работали лишь на коммерческие интересы своих владельцев. Это привело к снижению конкуренции и огра­ничению плюрализма мнений.

Экономический кризис в 2009 г. сопровождался резким сокра­щением объемов рекламы в СМИ (в среднем в разных изданиях — на 20% меньше, чем до кризиса). Финансовые проблемы вынуди­ли руководство многих газет и журналов сократить газетные площади или перераспределить их в пользу рекламы. Это, безу­словно, оказало негативное влияние на качество содержания газет и журналов.

Кроме того, в 2009 г. в Швейцарии более 500 журналистов поте­ряли свои рабочие места. Только “Тагес анцайгер”, которая в по­следние годы получала довольно-таки высокие прибыли, уволила летом более 50 штатных сотрудников и 20 постоянных внештатни­ков, работавших на гонорарах. “Базлер цайтунг”, “Бунд”, “Нойе цюрхер цайтунг” и многие издания “Эдипресс групп” тоже сокра­тили рабочие места.

Штефани Вонарбург, ответственная за сектор прессы в профсо­юзе “Комедиа” (Comedia), отметила, что сокращения принимают хаотический характер. “Увольнения еще и потому бессмысленны, что отрасль теряет множество хорошо образованных, квалифици­рованных журналистов. Ни издатели, ни главные редакторы не могут объяснить, к чему это приведет”15. Очевидно, что качество журналистики снижается.

Как сохранить плюрализм мнений

В последние десятилетия рынок рекламодателей жестко дикто­вал свои условия развитию медиаотрасли. Интересы рекламодате­лей фокусировались на крупных медиапредприятиях, предлагавших более высокую экономическую эффективность рекламных инве­стиций, что в свою очередь способствовало процессу концентра­ции СМИ и вытеснения с рынка локальных газет. При этом, по мнению швейцарских экспертов16, крупные издания-монополисты не стремились к сохранению публицистического разнообразия и плюрализма мнений и взглядов. По мере усиления концентрации прессы постепенно исчезала конкуренция в сфере качественной журналистики и публицистики. Государственные субсидии на до­ставку, действовавшие до последнего времени, могли лишь замед­лить процесс монополизации прессы, оказывая временную под­держку небольшим медиапредприятиям, которые все равно не смогли бы конкурировать с крупными компаниями. Тем более что владельцы крупных корпораций довольно успешно лоббировали свои интересы в парламенте, так что до настоящего времени не было принято ни одного закона, реально способствовавшего бы развитию и укреплению демократической прессы. При этом сто­ронники сохранения и развития многообразия и плюрализма в СМИ неоднократно поднимали проблему организации финанси­рования прессы по модели прямых платежей, как это успешно действует в Швейцарском радиотелевизионном сообществе (SRG)17. Специалисты Союза швейцарской прессы предложили организовать поддержку маленьких локальных газет путем пере­числения части средств от крупных изданий. Основанием для рас­четов должна стать определенная наценка на единицу рекламной площади, а перераспределением поступающих средств может за­ниматься специальная структура в Союзе швейцарской прессы — организации, независимой от интересов владельцев СМИ. Реали­зация такого проекта помогла бы поддержать локальную прессу, способствовала бы развитию конкуренции и снижению доминан­ты мультимедийных концернов на швейцарском медиарынке.

Примечания 

1 Данные приведены за 2008 г. по исследованию “Союза швейцарской прессы”. Режим доступа: www.schweizerpresse.ch

2 Там же.

3 Сумма сделки составила 226 млн швейцарских франков. По ее условиям к 2011 г. “Тамедиа” приобретет еще 0,2% акций “Эдипресс групп” и получит контрольный пакет.

4 Источник: www.schweizerpresse.ch

5 Там же.

6 Издает газету “Базлер цайтунг медиен” (Basler Zeitung Medien).

7 Источник: Verband Schweizer Presse: www.schweizerpresse.ch

8 “Ридерс дайджест” издает швейцарское отделение “Ридерс дайджест аг” (Reader’s Digest AG).

9 Р. Кеппелю принадлежат еще два других предприятия: “Кеппель холдинг АГ” (Koeppel Holding AG) и “Радио базилиск бетрибс АГ” (Radio Basilisk Betriebs AG).

10 Аудитория “Хандельсцайтунг” увеличилась после договора о сотрудничестве с “Уолл стрит джорнэл” (The Wall Street Journal) и публикации эксклюзивных финансовых отчетов.

11 Покупка “Эдипресс групп” дала возможность выхода “Тамедиа” на зарубежные рынки, где стали популярными многочисленные глянцевые журналы, издаваемые “Эдипресс”: в Испании, странах Латинской Америки, в России и Китае.

12 Источник: www.ringier.com

13 Газета признана лучшей на Европейском конгрессе издателей и редакторов печатной прессы в апреле 2009 г. в Вене (Австрия).

14 Гильдия издателей периодической печати, 04.05.2009. Режим доступа: www.gipp.ru

15 Boos S. Rettet den Journalismus! WOZ Die Wochenzeitung 48.

16 FehrH.-J. Fuer eine echte Vielfaltspolitik. WOZ Die Wochenzeitung 48.

17 Швейцарское радиотелевизионное сообщество финансируется не из налоговых сборов, а из поступлений от абонентской платы и распределяет средства пропорционально аудитории радио- и телепрограмм, учитывая при этом интересы национальных и языковых меньшинств.


Поступила в редакцию 26.01.2010


Библиография: