Польша: парламентские выборы 2012 года и отражение политической борьбы в медиа
Скачать статьюкандидат исторических наук, старший науч. сотр. кафедры зарубежной литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
Раздел: Зарубежная журналистика
В статье отражается обстановка в Польше в период подготовки и проведения парламентских выборов в октябре 2011 г. Острая политическая борьба между двумя основными партиями страны ПО и ПИС сказывается на состоянии польских медиа и приводит к скандалам и перестановкам в ведущих изданиях Польши или просто к медиакурьезам. Так случилось и с серьезной качественной газетой «Жечьпосполитой».
Вторая половина 2011 г. была ознаменована острой политической борьбой, отразившейся на страницах бумажной и сетевой прессы и на экранах ТВ в связи с приближением парламентских выборов в октябре. К выборам готовились шесть партий, но основная конкуренция проходила между двумя: «Гражданской платформа» (ПО), или партией премьер-министра Туска, и партией «Право и Справедливость» (ПИС) во главе с лидером Ярославом Качинским, братом погибшего 10 мая 2010 г. в авиакатастрофе под Смоленском президента Польши Леха Качинского.
За время существования свободной Польши с 1989 г. страна пережила семь кампаний по выборам в парламент (1989, 1991, 1993, 1996, 2001, 2005, 2011) и шесть кампаний (1989, 1990, 1995, 2000, 2005, 2010) по выборам президента страны. Все 22 года существования свободной Польши страна находилась в перманентной выборной кампании, что отражалось на политической обстановке в стране и способствовало политизации национальных медиа.
Выборы нового президента летом 2010 г. оказались вынужденными после гибели президента страны Л. Качинского. Очевидно, трагичность ситуации и летнее время подготовки и проведения выборов повлияли на то, что сами выборы прошли в наиболее спокойной обстановке.
После национального шока, в обстановке которого проходили президентские выборы в июле 2010 г., подготовка к парламентским выборам осенью 2011 г. была отмечена беспрецедентным накалом политических страстей, в центре которых оказалась польская трагедия апреля 2010 г. Она была использована оппозицией, партией ПИС, как главный козырь в борьбе за победу. В трагедии подозревали сначала Россию, а потом связали причину трагедии с действующим правительством и лично с премьер-министром Туском, который согласился с основным выводом Международной авиационной комиссии (МАК): недостаточная квалификация пилотов президентского лайнера и их ошибка при посадке.
Политические предвыборные страсти нашли отражение во всех польских медиа и в течение 2011 г. стали главной внутренней темой либеральной «Газеты Выборчей», правонационалистической «Газеты польской», которая является по сути партийным органом партии Я. Качинского ПИС и финансируется ею, умеренно правой «Жечьпосполитой», общественного телевидения, заточенного на поддержку партии Качинского. Коммерческие телеканалы также не остались в стороне от горячей темы выборов. Напрямую они не поддерживали ни одну из политических сил, но интересы, например, главного коммерческого телеканала «Польсат» были связаны с партией Я. Качинского. Это можно объяснить тем, что большинство зрителей «Польсата» были вовлечены в интригу гибели президентского самолета и поиска виновных в этой трагедии. Поддержку правым оказывал и католический медиахолдинг отца Рыдзика, его телеканал «Трвам» и «Радио Мария».
Парламентские выборы в Польше состоялись в воскресенье 9 октября 2011 г. Обратимся к статистике.
По накалу предвыборных страстей предполагалось, что на избирательные участки придут более 60%, имеющих право голоса. Но надежды не оправдались. В выборах участвовало менее 50% граждан.
Зондажи, заказанные коммерческим телевидением ТВН (TVN) и «Газетой Выборча», определили первые два места. Их заняли партия «Гражданская Платформа» во главе с действующим премьер- министром Д. Туском и «Право и Справедливость» Я. Качинского. Победителей угадать было нетрудно и без зондажей. Граждане страны разделились по своим предпочтениям почти пополам. Если катынская трагедия 1940 г. всегда объединяла поляков, то смоленская катастрофа 2010 г. разделила граждан страны и дала повод для возникновения политических инсинуаций. Руководство партии ПИС поставило в центр предвыборной борьбы утверждение о неслучайности происшедшей в 2010 г. трагедии, а иногда и прямо заявляло об участии России в гибели президентского самолета. В течение почти двух лет эта версия активно разрабатывалась и поддерживалась правой прессой и националистами. В период подготовки к выборам обсуждение причин трагедии вспыхнуло с новой силой. Были использованы и интервью вдов погибших в катастрофе польских политиков, что не могло не подействовать на общественное мнение и не вызвать к ним сочувствия. В правой прессе нагнеталась настоящая антироссийская истерия. Ее инициаторы не хотели считаться с тем, что уже был подготовлен документ МАК о причинах катастрофы, где убедительно было указано на несколько причин, приведших к трагедии, связанных с человеческим фактором. Поскольку Россия твердо придерживалась официальной версии трагедии, острие борьбы обернулось против «внутренних врагов» партии ПО и премьера Туска.
Но регулярно проводимые предвыборные зондажи показывают, что в Польше немало и здравомыслящих людей.
Итоги двух зондажей, сделанных сразу после окончания выборов, выглядели следующим образом:
Партия левых демократов, на которую возлагали определенную надежду их сторонники, неожиданно «просела». Считается, что причиной стала неудачная предвыборная кампания, растерянность левых в обстановке жесткой политической конфронтации. Также неудачно выступили и сторонники В. Павляка — «Народная партия».
Самой главной сенсацией выборов стал успех партии «Движение Паликота» (или «Рух Паликота»), которая неожиданно заняла 3-е место. Ранее эта партия не была учтена ни в одном из зондажей. За нее проголосовало 10% избирателей. Таким образом, на политическую арену страны вышла новая политическая сила, устремления которой направлены на будущее страны, ее модернизацию.
Кто такой Януш Паликот? Это новое лицо в польской политике, поэтому хочется представить его подробнее. Выходец из партии ПО, миллионер, экстравагантный политик. Его программа содержит положения, которые ранее не могли бы присниться в страшном сне ни одному польскому католику.
Януш Паликот объявил об антиклерикальной направленности своей деятельности. Ориентируясь на молодых поляков, которых раздражает активность католического клера, его вмешательство в дела государства и в личную жизнь граждан, в предвыборных выступлениях призвал перестать финансировать Костел и другие религиозные организации. В настоящее время градус антиклерикальное™ партии «Рух Паликота» существенно снизился, поскольку в такой серьезной католической стране, как Польша, где 82% граждан ходят в воскресенье регулярно в Костел, рассчитывать на продолжительную поддержку подобной программы невозможно. Уже вскоре после выборов в зондажах появились иные цифры поддержки — около 6%. Но важно другое: Паликоту удалось уловить признаки кризисных явлений в польском Костеле. Паликот стал менять программу в сторону увеличения социальной поддержки граждан. Так, например, «Движение» призвало развивать гуманитарное бесплатное образование.
Старшему поколению, которое и в Польше является серьезной электоральной базой, Паликот пообещал выделять бюджетные квартиры и обеспечивать возможностью заработка. В этой части социальной программы находилось и требование сократить расходы на армию. В программах «Движения» подчеркивается важность развития малого бизнеса и его активная поддержка со стороны государства.
Другим «коньком» программы Паликота стало требование ограничения влияния бюрократических структур государства. Паликот и его сторонники «замахнулись» и на корректировку политической структуры власти. Так, они предлагали упразднить Верхнюю палату парламента — Сенат и ограничить деятельность Сейма.
Эти программные заявления были изложены в двух платформах: «15 шагов к Польше нашей мечты» и «25 шагов против ограничения демократии». Костел объявил Паликота своим врагом. «Движение Паликота» блестяще провело предвыборную кампанию, создав ролики предвыборной кампании, которые были с успехом прокручены по телевидению. В роликах действовали молодые, успешные, уверенные в себе мужчины и красивые жизнерадостные девушки, которые поддерживают «Движение Паликота».
«Движение Паликота» еще до выборов стало привлекать молодежь к своей партии различными нестандартными проектами. Например, движение выступило за легализацию легких наркотиков и в защиту однополых браков. В целях активизации борьбы со СПИДом, распространение которого в стране принимает угрожающие размеры, предложено было бесплатно среди молодежи распространять контрацептивы. Эти и другие предложения не отпугнули избирателей. 10% из тех, кто пришел к избирательным урнам, поддержали программу «Движения Паликота».
В результате «Движение Паликота» получило 40 мандатов в Сейме как третья партия в стране, ПО — 206, ПИС — 158, а СЛД — лишь 27 мандатов из общего числа мест в Сейме. Весьма интересны гендерные предпочтения: электорат ПО на 54,9% женщины и на 45,1% мужчины. «Движение Паликота» поддерживают 63,1% мужчин и 36,9% женщин. «Движению» прочат успешную политическую жизнь и далее.
Выборы закончились, но изучение влияния партий-победителей в парламентских выборов продолжается. Особый интерес представляют итоги апрельских зондажей 2012 г. в преддверии Праздника Труда 1 мая, который всегда широко и торжественно отмечается в Польше.
Так, если бы парламентские выборы состоялись в апреле 2012 г., а не октябре 2011 г., то ПО могла рассчитывать на поддержку 29% возможных избирателей, ПИС — на 22%, а «Движение Паликота» — только на 6%. Увеличили своих сторонников польские «левые» из СЛД (9%), Народная партия Павляка осталась при своих (5%).
«Движение Паликота» к празднику Труда подготовилось очень серьезно. Оно выпустило программу «21 постулат Януша Паликота», которая перекликается со знаменитыми 21 постулатом «Солидарности», выпущенным 17 августа 1980 г. В этой новой программе «Движения» произошла корректировка в сторону большей социализации. Предлагается «корректировка капитализма» и создание нового независимого профсоюза. «Движение» предлагает создать профсоюз, независимый от работодателей и других партий, деятельность которого должна быть соотнесена с положениями Международной организации труда.
«Движение Паликота», вышедшее из недр «Гражданской платформы», после выборов стало снова клониться в ее сторону.
«Движение Паликота» предполагало продолжить традиции «Солидарности» и «Круглого стола» и выступить на Конгрессе левых в связке с польскими левыми (Л. Миллер, А. Квасневский), влияние которых в последние несколько лет ослабло. Левые лишились единственной трибуны в связи с закрытием в декабре 2009 г. газеты «Трибуна» и, несмотря на заверения редакции, не смогли пока возобновить ее выпуск. Действия партии Паликота направлены на то, чтобы устранить монополию двух партий — ПО и ПИС — в партийной жизни Польши.
Паликот призывал к объединению левых и согласен был на вторые роли. Но сами польские левые, среди которых известные всем имена бывшего президента Польши (1995-2005) Квасневского, Миллера, Олексы, Тимошевича и других, никак не могут достичь согласия. Амбиции прежних лидеров левых берут верх. Дрейф в сторону ПО и левых не принес «Движению» особых дивидендов.
Но в стране есть еще одна политическая сила, не объединенная в партию. Это читатели и сторонники «Газеты Выборчей». Возникшая на волне демократического движения газета уже в течение двадцати лет продолжает выражать либерально-демократические взгляды, а в публикациях сохранять объективность. Газета подвергается постоянным нападкам со стороны правых сил, желающих снизить ее популярность и влияние. Так, распускаются слухи о том, что она подняла знамя левых после закрытия в 2009 г. «Трибуны», что не соответствует истине. Как говорит главный редактор «Газеты Выборчей» Адам Михник, его единственная партия — это «Газета Выборча».
После прошедших парламентских выборов и убедительной победы партии «Гражданская платформа», политическая борьба не утихла и нападки на премьер-министра и его правительство развернулась с новой силой. И опять в центре внимания оказалась смоленская трагедия.
Избыточная политизация польских медиа приводит к досадным курьезам и ошибкам. Серьезная качественная газета «Жечь- посполита», которая позиционировала себя всегда как центристское издание и в течение многих лет не раз занимала лидирующие позиции среди цитируемых изданий как достоверный и серьезный источник деловой информации, не смогла отказаться от размещения, правда, только в онлайновом выпуске, сенсации, сомнительное происхождение которой отпугнуло другие издания. У газеты «Жечьпосполита» был только один источник. Суть сенсации — обнаружение тротила на обломках президентского самолета. По катастрофе вот уже два года работают разные польские комиссии, поскольку выводы комиссии МАК не удовлетворили польскую сторону, а российские власти по разным причинам не передали еще останков самолета. Часть общества требовала международного расследования трагедии и обратилась с просьбой к президенту США, на что президент Обама ответил, что не видит необходимости создавать новую комиссию по расследованию.
Сомнительная сенсация через несколько часов в том же издании «Жечипосполитой» была опровергнута. Но шум, поднятый газетой, не стихал. Опубликование этой версии гибели самолета, с одной стороны, усиливала позиции Я. Качинского и его сторонников, упорно искавших «русский след» в причинах катастрофы президентского самолета два года тому назад. С другой стороны, версия не была подтверждена серьезными источниками. Уволенный главный редактор газеты Томаш Врублевский сообщил в своем интервью, как бы в оправдание, что разговаривал с генеральным прокурором Польши и тот признался, что и ему сообщено было о следе тротила на обломках самолета и он пока не знает, как поступить. Но общественное мнение не хотело верить в эту версию, ведь самолет летел не из России, а в Россию.
Версия о тротиле возмутила многих в стране. Кроме ярых националистов, которые рады были поверить этой версии. Так, «Газета Польска», орган ПИС, поспешила поместить уже после опровержения этой сенсации на титуле газеты президентскую пару, JI. Качинского и его супругу Марию, со словами «Президент был убит».
Безусловно, подобные публикации не ведут к позитивным переменам. Политические лидеры страны премьер Туск, президент Комаровский и другие обвинили Я. Качинского в разделении нации. Многие медиа выступили с осуждением подобных действий, признав, что Качинский доходит в своей ненависти к существующему правительству до абсурда и приносит государству только вред. Некоторые авторы публикаций посчитали, что такие люди как Качинский, который руководствуется только негативными эмоциями, не могут оставаться в политике.
А что же газета? Глава и владелец холдинга «Пресспублика», которому принадлежит газета, Гжегош Хайдерович уволил четырех журналистов, ответственных за эту публикацию, в том числе и главного редактора Томаша Врублевского. Уволенный главный редактор отнесся к этому факту как к личной трагедии, поскольку «отслужил честно 26 лет в журналистике» и вызвал сочувствие со стороны журналистского сообщества Польши. Но Гжегош Хайдарович пояснил, что увольнения не имеют отношения к цензуре, и призвал журналистов, «работающих в моем издательстве», следовать кодексу, который заложил еще прежний редактор Дариуш Фикус. В издательстве решили, что нелишне напомнить всем журналистам: фундаментальные качества профессии — независимость, правдивость, свобода выражения. Ответственность за сказанное слово и умение отделить факты от домыслов и личного мнения. Журналист не должен быть ангажирован ни политически, ни властью. В Кодексе подчеркивалось, что журналист — общественно значимая профессия. А владелец издания отвечает за ошибки журналиста финансово и юридически, и также может потребовать выявить источник информации в случае сомнений.
Вместе с главным редактором были уволены и редактор отдела, и журналист, автор материала. Таким громким скандалом в польской журналистике заканчивается 2012 год, ставший печальным продолжением предвыборных баталий 2011 г.
Поступила в редакцию 11.01.2013