Новый вариант общественного телевидения в России

Скачать статью
Засурский Я.Н.

профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой истории зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: yzassoursky@gmail.com

Раздел: Колонка редактора

---

Ключевые слова: общественное телевидение, Россия, колонка редактора

В конце 2011 — начале 2012 года в нашей информационной атмосфере произошли серьезные изменения. Можно сказать, что это были потрясения. Они связаны с созданием обще­ственного телевидения. Общественное телевидение в России рождалось в муках. Впервые о нем заговорили сразу после того, как был избран Верховный Совет, — многие выдвигали идею общественного телевидения, но она тогда не получила поддержки в нашем журналистском обществе, среди предста­вителей телевизионной элиты. Тем не менее популярность са­мой идеи общественного телевидения была очень велика, и была сделана попытка создать такое телевидение.

Это общественное телевидение создавалось достаточно формально, и можно сказать, что «общественное телевидение № 1» было во многом просто пародией на общественное телевидение. Дело в том, что финансировалось это телевидение Борисом Березовским, который играл весьма важную роль в политической жизни России того времени. Он предложил свои услуги для создания общественного телевидения. Было соз­дано Общественное российское телевидение, ОРТ, которое было не столько общественным телевидением, сколько частной инициативой Березовского. Тем не менее оно существовало официально, и ОРТ можно считать проектом общественного телевидения № 1.

Можно легко разобраться, в чем была особенность этого проекта, — это телевидение было связано с одним из главных игроков в информационном пространстве. Березовский тогда не только финансировал ОРТ, но и играл важную роль в финан­сировании информационных проектов. В данном случае Бере­зовский восполнял отсутствие финансовой базы для создания общественного телевидения, для развития новых институтов, информационных и медийных. Березовский сразу стал одним из главных игроков в экономике информационного простран­ства. И если считать ОРТ первой попыткой создания обще­ственного телевидения, то это была попытка, скорее, зама­скировать телевидение, которое принадлежало одному из самых богатых и влиятельных в информационных структурах человеку. И если мы назовем ОРТ общественным телевидени­ем № 1, то за этим мы увидим, с одной стороны, признание важности общественного телевидения, а с другой стороны, неспособность создать его на реально общественных основах. Борис Абрамович Березовский, безусловно, человек очень способный и проявивший себя весьма ловким дельцом и пред­принимателем в информационно-коммуникационной сфере, сумел сыграть свою роль в том, что попытался каким-то обра­зом доказать, что в России есть общественное телевидение.

Конечно, на деле это было не общественное телевидение, а частная инициатива Березовского, который был тесно связан с Борисом Николаевичем Ельциным, служил ему в данном слу­чае. Как проект общественного телевидения, ОРТ был проект неудачный, сразу же потерпевший поражение, использовав­ший название «общественное телевидение» для того, чтобы замаскировать отсутствие этого общественного телевидения и создать его видимость. А на деле это телевидение, принад­лежавшее Березовскому, было частью процесса олигархизации телевидения, который имел для нашего телевидения губи­тельные последствия.

Прошедшие с тех пор события привели в конце концов к сегодняшнему решению руководства России о создании об­щественного телевидения. С 1 января 2013 года оно должно начать вещание. Таким образом, это будет начало нового эта­па в развитии телевидения и нового этапа в развитии инфор­мационного пространства в России. Дело в том, что концеп­ция общественного телевидения долго обсуждалась, был принят документ об общественном телевидении, издано По­становление правительства о создании общественного теле­видения и, наконец, назначен директор общественного теле­видения и создан Попечительский совет телевидения. Конечно, это меняет ситуацию по сравнению с телевидением Березовского. Новый вариант общественного телевидения связан с развитием гражданского общества, где важную роль играют Общественная палата, журналистская общественность и особенно президентская комиссия по правам человека во главе с Михаилом Александровичем Федотовым, одним из ав­торов Закона о печати.

В июле 2012 года сделан важный шаг — директором обще­ственного телевидения назначен Анатолий Григорьевич Лы­сенко и избран Попечительский совет. Таким образом, имеется руководитель и имеется институт, который обеспечивает об­щественный характер этого телевидения в виде Совета, кото­рый был избран в результате длительных усилий различных общественных организаций. Достигнут известный компромисс между действиями разных сил. Результатом этого компромис­са является создание этого второго варианта общественного телевидения. Так или иначе, судя по решению, которое прини­мается, руководство России твердо намерено изменить атмо­сферу нашего телевизионного вещания, создав новый центр вещания в виде этого общественного телевидения, которое будет возглавлять Анатолий Григорьевич Лысенко.

Лысенко является в данном случае очень важной фигурой, поскольку он уже сыграл ключевую роль в развитии Россий­ского телевидения. Он стоял у истоков рождения ВГТРК, и когда ВГТРК создавалась Лысенко, это, можно сказать, был вариант того самого общественного телевидения, которое мы бы и хо­тели видеть в России.

В силу различных обстоятельств, трудностей в развитии концепции общественного телевидения, нежелания многих видных деятелей согласиться с тем, что будет создана новая телевизионная структура, создание общественного телевиде­ния заняло достаточно длительное время. Но сегодня уже соз­даны два института: избран директор и Попечительский совет, принято решение о начале вещания с 1 января 2013 года. Это заставляет задуматься над тем, что принесет российской ин­формационной структуре новое общественное телевидение. Ясно, что изменения будут очень существенными. Новый ди­ректор общественного телевидения, Анатолий Григорьевич Лысенко, уже имеет за своими плечами опыт создания пре­красно и активно действовавшего канала, который стал назы­ваться «Российским телевидением». ВГТРК — это, по суще­ству, во многом как раз детище Анатолия Григорьевича Лысенко. И этот опыт, конечно, будет им использован.

Мы можем подумать о том, какие же новые моменты воз­никнут в России. Создание общественного телевидения до­полнит картину имеющихся федеральных каналов. Все они на слуху. «Первый» канал, возглавляемый Константином Эрн­стом, — канал, который отличается высоким качеством худо­жественного вещания, взвешенным освещением международ­ных событий, качественными программами, которые получили признание и в России, и за ее пределами. Второй канал, «Рос­сия 1», под руководством Олега Добродеева. Канал НТВ, кото­рый ринадлежит «Газпрому» и управляется Владимиром Кулистиковым, и является, по существу, главным информационным каналом, как бы он ни назывался иначе. Можно сказать, что лучшие информационные программы идут по НТВ. Формально это частный канал, но принадлежит он государственной неф­тегазовой монополии. Это три основных канала. Конечно, есть еще канал «Культура», но он рассчитан на интеллигентную, элитарную, относительно небольшую аудиторию. Имеется канал «Россия 2», который сочетает спорт и культуру. Они не могут состязаться с другими каналами, но тем не менее их можно считать важными элементами телевизионной культуры.

Если мы возьмем основные задачи телевидения, которые были обозначены при создании других общественных каналов телевидения, таких, как Би-би-си, Евроньюс, то мы увидим, что наши главные федеральные каналы — «Первый», «Россия 1» и НТВ — основные, которые обслуживают информационные ин­тересы аудитории. Другие каналы имеют более четко выде­ленные группы зрителей. Наконец, имеется новый канал, «Ве­сти 24», который постепенно становится самым оперативным информационным каналом. Его возглавляют молодые и очень талантливые журналисты, во главе канала стоит наш выпускник.

И в этой структуре с 1 января 2013 года появляется новый федеральный канал, который будет называться «Общественное телевидение», будет иметь свою информационную службу, свою образовательную службу и свою службу художественного вещания. Контролировать этот канал будет Попечительский совет. Этот канал будет проводником идей гражданского об­щества. Пока программа этого канала еще не сформулирова­на. Сейчас можно сказать, что во главе этого канала поставлен очень талантливый и многоопытный телевизионный журналист, знаток телевидения Анатолий Григорьевич Лысенко, который известен многими идеями. На его счету замечательная моло­дежная команда, которая создала «Взгляд», и многие другие интереснейшие инициативы. Поэтому мы вправе ждать от него реальных открытий в телевизионном вещании. Это хорошая перспектива, и, мне кажется, в любом случае уже можно ска­зать, что если канал откроется в январе 2013 года, то обще­ственное телевидение изменит структуру нашего информаци­онного, образовательного и художественного телевизионного вещания, сделав их более содержательными, интеллектуаль­но насыщенными. Это телевидение будет задавать более вы­сокие стандарты телевизионного искусства.

Руководство нового канала в лице Анатолия Григорьевича Лысенко пока еще не высказало свое видение телевизионных программ. Ясно, что будет новая сетка информационного ве­щания, которая будет стремиться отразить интересы граждан­ского общества, которое будет хозяином этого телевидения.

Можно надеяться, что интересы гражданского общества будут представлять лучшие журналистские силы, которые себя уже проявили в сфере гражданского общества, — а это сегодня очень востребовано российским информационным окружением.

Помимо того, что будет создан новый федеральный канал, уже действующие федеральные каналы также должны будут учесть наличие этого нового канала, что сулит существенные изменения в атмосфере телевизионного вещания. Телевизион­ная информационная среда должна существенно измениться. Какие возможны изменения? Во-первых, в информационном вещании, как определил Анатолий Григорьевич Лысенко в сво­их немногочисленных, но очень точных выступлениях, он будет ориентироваться на развитие самостоятельного взгляда на телевизионное творчество, на развитие интеллектуального потенциала аудитории. Одной из отличительных сторон обще­ственного телевидения станет то, что это будет телевидение интеллектуальное, телевидение развивающее интересы и по­нимание тех проблем, которые сегодня волнуют наше обще­ства. Конечно, сам факт создания более конкурентной среды уже является существенным фактором, который изменит наше телевидение в будущем году. И мы вправе на это рассчитывать.

У нас имеются богатые ресурсы, которые не были полностью использованы ни первым, ни российским каналом, ни НТВ. Конечно, ситуация будет более интересной, более живой. Мне представляется, что откроются возможности для появления новой поросли телевизионных журналистов, выросших уже в условиях зрелого телевидения и имеющих свою концепцию. Мне кажется, что молодые телевизионные силы, которые во многом были воспитаны тем же Анатолием Григорьевичем Лы­сенко, и в рамках «Первого» канала, и канала «Россия 1», и НТВ, показавшие интересные образцы творчества, но все-таки да­лекие от интересов растущей молодой аудитории. Таким об­разом, явно произойдет обновление и омоложение нашего телевидения. Речь будет идти не только о том, что мы получим новые программы на канале общественного телевидения, но и о том, что изменится вся атмосфера телевидения, в которой будет в большей степени развиваться культура гражданского общества. Конечно, те заделы, которые были сделаны в начале 2010-х годов и в ходе предвыборных кампаний, и в ходе дискуссий, которые были в преддверии выборной кампании в Думу и президентской кампании, с одной стороны, показали сла­бости нашего телевизионного вещания, а с другой стороны, проявили наличие новых тенденций, новых стремлений к теле­видению диалогичному, к телевидению думающему, к телеви­дению открытому. Эти качества необходимы общественному телевидению — открытость, способность к диалогу с аудитори­ей и, наконец, умение предлагать новые идеи, новые решения проблем современного общества, которое по праву называется информационным и живет в условиях новых информационных технологий. Это мультимедийные цифровые технологии, они облегчают и усиливают возможности восприятия информаци­онных программ. Очень важно, что появляется новый лидер в виде общественного телевидения, которое не будет иметь административной функции, но будет показывать новые образ­цы решений телевизионных задач. Я вижу эти новые моменты прежде всего в развитии состязательности на телевидении, в развитии диалогичного телевидения, в развитии познавательного телевидения, телевидения думающего, борющегося за зрителя и отстаивающего новые ценности гражданского общества. Я думаю, это уже будет существенным изменением в том, что происходит в нашей жизни.

За этим, как мне кажется, должно последовать многое дру­гое. Если мы посмотрим на опыт зарубежного общественного телевидения, то мы увидим, что в жизни Англии, Франции, Италии и других стран общественное телевидение играет очень важную роль. Би-би-си — это не только замечательные ин­формационные программы, но и замечательные образова­тельные программы, замечательные фильмы, интереснейшие дискуссии по проблемам развития человечества, науки, ин­теллектуального потенциала общества. Если мы обратимся к французскому телевидению, то увидим, что важнейшим эле­ментом развития современной французской телевизионной культуры являются фильмы, которые выпускает французский общественный канал. Также на английском телевидении про­дукция Би-би-си является важным фактором развития англий­ской культуры, как традиционной, так и новой — кинокультуры, театральной культуры и культуры дискуссий, споров, диалога. Таким образом, мы можем рассчитывать на то, что наше теле­видение будет способствовать развитию интеллектуальных ресурсов журналистов в большей степени, чем это было до сих пор. Многое здесь зависит от того, насколько наше обще­ственное телевидение сможет вызвать интерес у нашего мо­лодого образованного зрителя и у традиционного зрителя российского телевидения. Мне кажется, что внедрение дис­куссионного и интеллектуального элементов будет очень важ­ным фактором.

Я думаю, что трудно загадывать, что сделает общественное телевидение, но я предвижу некоторые важные события. Пер­вое — расширение количества новых фильмов, которые будут создаваться в рамках общественного телевидения. Традиции и опыт Евроньюс и французского, английского и американского телевидения в этом смысле очень важны для нашего общественного телевидения. Нам есть чему поучиться и есть что включить в сферу нашего телевизионного вещания, с тем что­бы преодолеть ту худосочность современного телевидения, натужность, которая особенно проявляется в новостных про­граммах. Я думаю, что очень важно улучшить международное вещание, освещение международной жизни. Я думаю, что опыт советского телевидения здесь должен быть использован в пол­ной мере. Конечно, «Международная панорама», выступления международных обозревателей были очень популярны. Сегодня мы имеем очень серьезных и толковых журналистов, которые могут по-новому рассказать нашей аудитории о том, каков со­временный мир, быстро меняющийся и изменяющий наши представления, связанные с развитием гражданского начала в обществе.

Я думаю, что все это будет важно не только благодаря тому, что появится общественное телевидение, но само по себе об­щественное телевидение создаст новую точку отсчета в развитии телевидения, связанную с интересами гражданского общества. Оно должно учитывать как общественные интересы, что является в первую очередь задачей телевидения, которое носит название общественного, так и интересы современного человека, современной личности, которая выросла в новых условиях достаточно богатой информационной атмосферы. Особенно важно понимать и учитывать, что наша аудитория включает в себя не только федеральные каналы. Сегодня фе­деральные каналы одряхлели. Их рано еще отправлять на пен­сию, но они должны быть обновлены, омоложены не с точки зрения возраста журналистов, а с точки зрения тех идей, кото­рые они несут нашей аудитории. Мы вправе рассчитывать на новые подходы общественного телевидения к развитию меж­дународного вещания, интеллектуального вещания, культур­ного вещания. Конечно, мы вправе увидеть более многооб­разный, более живой и лишенный плоскости современный мир, который очень быстро меняется. Беда нашей аудитории состоит в том, что мы живем не в XXI веке, и даже не в ХХ, а может и в XIX. Мы не видим в полной мере тех перемен, кото­рые несет буное развитие новых центров культуры, в том числе и телевидения, — развитие индийского, китайского, бразиль­ского, южноафриканского телевещания. Эти телевизионные центры, конечно, существенно меняют лицо современного телевидения. Появляются новые качества — мультимедийность, доступ к новейшим технологическим открытиям. И с этой точки зрения наше общественное телевидение призвано принять реальное участие в обновлении самой концепции современ­ного телевизионного вещания с учетом изменяющегося мира. Мы должны более активно войти в этот новый мир, мир, кото­рый перестал жить по старым канонам, по старым лекалам. Новые лекала позволяют нам сделать общественное телеви­дение более интересным, живым и продуктивным — телевидением, которое будут смотреть сегодня.

Если спросить у студента факультета журналистики, что ин­тересного есть на телевидении, он скажет: «Я смотрю новости, а так в общем-то живу в Интернете». И сблизить общественное телевидение с интернет-действительностью — это важнейшая проблема для современного телевидения, для общественного телевидения, потому что новая интернет-аудитория отличается очень высоким уровнем творческого подхода, самостоятель­ности и живости восприятия мира. Мы не сможем создать на­стоящее общественное телевидение, если мы не сумеем найти пути не только для дискуссии, но прежде всего для обмена идеями с миром Интернета, с той огромной интеллектуальной и информационно богатой аудиторией, которая нас окружает и которая живет не только в национальных системах, но и в тех социальных сетях, которые существенно расширяют и ускоря­ют развитие новых форм восприятия мира и его анализа.