Памфлет против пошлости

Скачать статью
Засурский Я.Н.

профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой истории зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: yzassoursky@gmail.com

Раздел: Колонка редактора

о книге С. Муратова «Я думаю, ты ду­маешь...»

Ключевые слова: памфлет

Книга Сергея Александровича Муратова «Я думаю, ты ду­маешь...» посвящена телевидению. Это очень неожиданное название для книги о телевидении. Человек с обыденным со­знанием считает, что телевидение учит не думать, что телеви­дение и мысль не совместимы. Профессор Муратов в своей книге пытается доказать, что телевидение ценно именно пото­му и только тогда, когда его создают думающие люди. Эта кни­га посвящена думающему человеку. Конечно, homo sapiens — это и есть думающий человек, но почему-то все то, что рассчитано на широкую аудиторию, считается легковесным и лишенным глубины мысли. 

Это заблуждение или это убеждение многих журналистов, и особенно телевизионных журналистов, разбивает Сергей Алек­сандрович Муратов в своей книге «Я думаю, ты думаешь.». Эта книга против пошлости, против скороспелых заключений. Эта книга против легковесной и бездумной массовой культу­ры. Эта книга в защиту думающего человека. И защищая ду­мающего человека, автор, Сергей Александрович Муратов, профессор факультета журналистики, профессор телевизион­ных наук, знающий законы и особенности телевидения, вос­стает против априорных расхожих суждений, против той апри­орности, которая часто присутствует на нашем телевидении, сочетающем в себе быстроту ответной реакции и быстроту от­рицания ценностей под предлогом борьбы за доступность со­держания в угоду гражданам, не посвященным в тайны теле­видения. 

Сергей Александрович выступает в защиту этого непосвя­щенного человека. Он отрицает многие шаблонные аксиомы массовой культуры и ее псевдотеоретиков. В книге автор стремится к истине через отрицание абсолютной истины и че­рез попытку найти пути к познанию этой истины. Важнейший путь к этому познанию лежит через сомнение. Через сомнение в том, что кажется очевидным, через сомнение в общеизвестных истинах, и через стремление создать новую шкалу познания, отрицающую пошлое представление о знании и о телевиде­нии. По существу эта книга обличает невежество и отвергает попытки легковесного мудрствования, доказывая силу и зна­чимость так называемых «общих» истин, которые перестают быть общими мыслями, когда проходят проверку сомнением. Здесь слова, которые, конечно, в первую очередь, должен знать каждый журналист — «Я думаю, ты думаешь...», — потому что журналист должен быть думающим человеком и должен уважать мысли другого. Эта книга, пожалуй, может быть при­знана ключом к расшифровке силы и значимости сегодняшнего телевизионного вещания, когда многие, говоря об упадке ин­тереса к телевидению, осуждают его за общедоступность, за трафаретность, за общие места. 

В защиту телевидения Сергей Александрович выставляет главный довод — мысль критическую, и само название книги, «Я думаю, ты думаешь.», заставляет понять, что мысль может развиваться только в диалоге, только в дискуссии, только в столкновении мнений. Это важная истина для любого журна­листа, и особенно она важна для телевизионного журнали­ста. Справедливо считают, что телевидение — самое массо­вое искусство, самое доступное, самое наглядное, самое неопровержимое. Вместе с тем телевидение быстро наскучило человечеству, и сегодня многие умудренные опытом телеви­зионные журналисты не без кокетства говорят: «Я давно не смотрю это телевидение». Им кажется, что они выносят теле­видению приговор. Но на самом деле это приговор этим лю­дям, которые не верят в возможности развития критической мысли, которая все подвергает сомнению и, вместе с тем, восстанавливает уважение к истине и к познанию этой истины через диалог, через дискуссию. Такая книга, которая воин­ственно защищает думающего человека, думающих людей, не зря навана «Я думаю, ты думаешь.». Только думающие люди могут преодолеть тот заслон пошлости, который сегодня об­рушился на нас с телевизионного экрана. Воспитание думаю­щего журналиста, слушателя, зрителя, читателя — прежде всего для того, чтобы излечить телевидение от тех недугов, которым оно сегодня подвержено. Телевидение разошлось на софизмы и общеизвестные истины. Конечно, единственное противоядие — это критическая мысль, которая не дает чело­веку возможности верить на слово и подчиняться господству­ющим суевериям. У этого суеверия, как и у пошлости телеви­дения, границы чрезвычайно велики и разрушить эту пошлость и это недоверие можно, развивая способности думать, сопо­ставлять, критиковать. Только диалог может избавить нас от самообмана с видимостью доступности истины. 

Эта замечательная книга Сергея Александровича Муратова может считаться антологией заблуждений, связанных с дове­рием к общеизвестным истинам, с доверием к легковесным сентенциям. Она помогает вернуться к живому слову, к живой мысли. На этой основе восстановить доверие к думающему человеку, к человеческой мысли, которая не может быть заса­лена, замазана трафаретными пропагандистскими лозунгами, стереотипами, штампами, расхожими истинами. Сергей Алек­сандрович показывает в книге, что иногда и расхожие мысли оправдываются, но главное, что они могут быть оправданы или отвергнуты только в процессе столкновения мнений, в процессе столкновения мыслей в диалоге. Книга начинается с заглавия, которое сразу вводит нас в самую суть спора, ко­торый затевает Сергей Александрович. «Я думаю, ты дума­ешь...» — это диалог думающих людей, которые думают и де­лают это во взаимодействии с другими думающими. Я думаю, значит я существую — здесь подход несколько иной — я ду­маю, ты думаешь, мы думаем, мы остаемся в нашем незнании и в нашем стремлении к познанию. Эта книга учит учиться.