Год президентских выборов: Россия (4 марта), Франция (22 апреля), Соединенные Штаты Америки (6 ноября)

Скачать статью
Засурский Я.Н.

профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой истории зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: yzassoursky@gmail.com

Раздел: Колонка редактора

---

Ключевые слова: президентские выборы, 2012

Новый 2012 год начинается с острых дебатов во многих странах по поводу выборов президента. Действительно, в этом смысле 2012 год очень интересный — проходят выборы пре­зидентов во многих странах. И при этом во многих странах к руководству должны прийти новые люди. В Соединенных Штатах приближаются так называемые «промежуточные» вы­боры. Сегодня идет кампания по поводу того, кто будет балло­тироваться в президенты на следующий срок. Действующий президент Барак Обама уже завершает один свой срок. Вто­рой срок, если его изберут, начнется в январе 2013 года.

Республиканцы в течение последних четырех лет должны были довольствоваться ролью оппозиции, хотя у них даже было большинство в сенате, но в палате представителей они уступали демократам, сейчас перед ними возникла гипотети­ческая возможность добиться избрания президентом респуб­ликанца.

У демократов на пост президента претендует действующий президент Барак Обама. По американской конституции он имеет право на два срока и он уже выдвинут своей партией — демократами, в качестве кандидата на пост президента в сле­дующем четырехлетии. Обама ведет достаточно энергичную кам­панию, как и поддерживающая его Демократическая партия.

Лидеры Республиканской партии восприняли выборы 2012 года как возможность вернуть в Белый дом президента-республиканца. Появилось множество претендентов, уже прошли два отборочных тура — предварительные выборы в Нью-Хэмпшире и Айове. На этих выборах состязались кандидаты-республиканцы (у демократов с кандидатом все ясно — им будет Барак Обама). Цель республиканцев — иметь в Белом доме своего человека, республиканца.

Уже прошел один срок президента Обамы, и сейчас он дол­жен решить важную проблему — переизбраться на новый, вто­рой и последний срок. Он ведет интенсивную и интересную кампанию. Главное — он стремится добиться выполнения своей программы, которая предусматривает развитие законода­тельства о здравоохранении, начатое им реформой системы охраны здоровья, и, кроме того, решить финансовые проблемы Соединенных Штатов, поскольку сегодня весь мир озабочен финансовыми трудностями. Кризис активно и все более агрессивно надвигается на многие страны и в том числе на Соединенные Штаты. В этих условиях достаточно острого раз­вития кризиса демократы хотят переизбрать президента Оба­му, а президент Обама предлагает свои варианты преодоле­ния кризиса. В этом ему готовы помочь те, от кого развитие этого кризиса во многом и зависит — богатые американцы. Многие американские богачи решили, что, когда Америке гро­зят кризис и экономическая катастрофа, они должны пожерт­вовать своими личными интересами и потому они предлагают увеличить свой вклад в бюджет в виде налогов. Это показатель двух важных моментов.

Первое — положение очень опасное, тревожное и оно за­ставляет задуматься самых заинтересованных людей, самых богатых американцев.

Второе — эти богатые американцы готовы на экстраорди­нарные меры: они готовы заплатить деньги за свое благополу­чие. Они готовы увеличить налоги на богатых и сверхбогатых, и за счет этого решить многие проблемы финансового кризиса для Соединенных Штатов. Одновременно с этим они считают, что могут таким образом решить и другую проблему — в Аме­рике сегодня очень большой разрыв между богатыми и бед­ными. Этот разрыв увеличился в условиях кризиса, и сегодня для успешного развития экономики его необходимо сокра­тить, т.е. необходимо изменить некоторые моменты в налого­обложении с тем, чтобы богатые платили больше. И американ­ские богачи готовы жертвовать деньги для того, чтобы спасти систему. Этот интерес заставляет их поступиться многими личными финансовыми достижениями ради спасения Америки и сохранения ее экономического благополучия. Конечно, это очень показательное для сегодняшней Америки стремление одновременно решить и проблемы экономики, и сократить разрыв между бедными и богатыми.

Барак Обама по этому поводу энергично выступает и дей­ствует. У него есть свои идеологи, свои советники. Один из них, Пол Кругман, выдвигает новую американскую налоговую концепцию для того, чтобы изменить ситуацию и остановить падение в финансовую пропасть, которое может произойти в случае дальнейшего углубления кризиса, и за счет опреде­ленных жертв со стороны самых богатых вывести Америку из кризиса, и тогда создать условия для нового шага вперед.

Это интересное решение отличается от того, которое в 30-е годы ХХ века принял президент Рузвельт во время Вели­кой депрессии. Рузвельт тогда организовал общественные ра­боты, строительство дорог, строительство гидроэлектростан­ций. Он хотел дать работу американцам, чтобы вытащить их из долговой ямы уже поразившего страну кризиса, в результате которого были разрушены многие банки, многие большие состояния были потеряны. Казалось, что Америка катится в пропасть.

Рузвельт призвал американцев сплотиться и для этого ор­ганизовал общественные работы, которые, с одной стороны, давали занятость тем безработным, которых оказалось чрез­вычайно много, и, с другой стороны — давали новый и очень существенный толчок в экономике. Строительство автомо­бильных дорог помогло Америке стать еще более динамичной. Автомобилизация Америки пошла еще быстрее, а это не только ускорило перевозку товаров, но и заставило экономику рабо­тать. И работая, американская экономика в каком-то смысле решала и финансовую проблему.

Рузвель принял решения. Которые позволили ему улучшить положение безработных и беднейших слоев. И эта программа, которую называли «кейнсианской», послужила образцом для многих других аналогичных решений в кризисных ситуациях 1930-х годов. Рузвельт победил кризис, и это произошло бла­годаря тому что он сумел поднять американскую экономику за счет поддержки ее самых уязвимых мест.

Вместе с тем для окончательного преодоления кризиса многое сделало участие Америки во Второй мировой войне. Военная промышленность Соединенных Штатов заработала на полную мощность, снабжая самолетами, танками, всеми видами оружия армии, флот и авиацию союзников. Война ока­залась фактором, который помог преодолеть кризис, и нужно сказать, что это изменило в Америке отношение к военной промышленности и к войне. Если в Европе война для населе­ния — это всегда что-то страшное, это всегда трагедия погиб­ших от бомбежек, погибших на полях сражений, то в Америке Вторая мировая дала работу американцам и создала новую психологию «Война — значит работа». В этом смысле отноше­ние к войне в Америке и Европе не совпадает. Для американ­цев война — это, конечно, жертвы, конечно, ужасно. Но это и работа. А это значит, что американцы будут работать, будут жить. Одна американка в ходе опроса о том, как она относится к войне, сказала: «Я хочу, чтобы война продолжалась столько времени, сколько мне понадобится для того, чтобы выплатить мою закладную». Я не думаю, чтобы кто-нибудь из европейцев мог так сказать. Тогда это сработало. И американские танки, «студебекеры», самолеты служили и на фронтах Великой Оте­чественной войны: они поступали по Северному морскому пути, через Мурманск, преодолевая блокаду немецких подводных лодок. И через Иран — по железной дороге, и по морским, океанским путям. Помогая спасти мир от гитлеровской нечисти, американские предприятия военной промышленности одно­временно создавали те ценности, которые помогали Америке выйти из кризиса. Ужасная кровопролитная война потребовала больших усилий, но развитие военной промышленности спо­собствовало успеху во время войны.

Конечно, некоторым людям кажется, — и такие люди есть и в России, — они говорят, что американцы обязательно начнут войну для того, чтобы выйти из кризиса, без этого они не обойдутся. Мне кажется, что эти люди заблуждаются. Амери­канцы не думают о новой войне. Они думают о том, как найти легитимные средства преодоления этого кризиса. Они нашли эти возможности в новом налоговом обложении, в том, что бо­гатые должны «поделиться», и за этот счет можно решить про­блему финансовых затруднений. Программа Обамы, которую активно разрабатывает Пол Кругман, о котором я уже упоми­нал, начинает работать в Америке. В конце прошлого года по­явилось намного больше рабочих мест, — свыше 100 миллио­нов, и это, конечно, фактор, который позволяет успешнее бороться с кризисом. Обама, опираясь на эту новую концепцию преодоления кризиса, стремится вывести Америку из состоя­ния экономического потрясения. Он добился определенных успехов, что отразилось и на повышении его рейтингов и его популярности

Если говорить о президентских выборах в Америке, то сей­час самое начало предвыборной кампании. Успехи Обамы в некоторых особо острых экономических ситуациях подняли его популярность. Уже говорят о том, что статистические данные и данные социологических опросов предсказывают возмож­ную победу Обамы на выборах, и это дает стимул дальнейшему развитию плана Обамы, с одной стороны, воспользоваться деньгами богатых, с другой стороны — поддержать бедных, улучшая их медицинское обслуживание, предоставляя им ме­дицинскую страховку по новому законодательству, которое провел Обама.

В американской избирательной кампании наметились два тренда. Первый — некоторое улучшение позиций Обамы, на которого нападают и на которого республиканцы хотят сва­лить все беды американской экономики, называя его «прези­дентом одного срока», называя его неудачным президентом. Но Обама показывает решимость отстаивать свою линию.

В то же время республиканцы пытаются со своей стороны добиться победы на выборах. Каждый, кто только может, — как говорят, только ленивый не выдвигает себя в президенты. И в президенты потянулись все правые лидеры, все правые деятели. В начале 2012 года выяснилось, что американские избиратели не очень-то поддерживают консервативных рес­публиканцев, и во время предварительных выборов, так называ­емых «праймериз», американцы голосуют за республиканцев-либералов. Первые места на предварительных выборах, которые традиционно считаются важными для определения итогов выборов, занимают либеральные кандидаты. Таким кандидатом является Митт Ромни, бывший губернатор штата Массачусетс, который известен своими либеральными взгляда­ми. В американской политической борьбе происходят парадок­сальные явления. Идет борьба не столько между демократами и республиканцами, сколько между правыми консервативными республиканцами и либеральными республиканцами. И в этой борьбе чаще берут верх либералы. Ромни победил на предва­рительных выборах в Нью-Хэмпшире, эти предварительные выборы традиционно являются важнейшим сигналом к тому, кто будет президентом. Традиционно считается, что тот, кто по­бедил в Нью-Хэмпшире, тот будет сидеть и в Белом доме. Митт Ромни победил. Его крайне консервативно и агрессивно на­строенные противники, такие как Ньют Гингрич, известный сво­ими крайне консервативными взглядами, потерпели поражение.

Сегодня, когда кампания только начинается, выясняется, что американцы не готовы уйти от либеральных традиций, но готовы искать новых людей. И здесь Обама оказывается очень успешным пропагандистом в борьбе за голоса и поддержку населения. Его либеральные взгляды одерживают победу и внутри Республиканской партии. Это сложный процесс, посколь­ку на дискуссиях, кому от республиканцев быть президентом, идет больше разговор о том, как преодолеть этот консерватив­ный синдром, чем о том, как победить Обаму. Внутри респуб­ликанцев верх пока одерживают силы более либеральные.

Надо иметь в виду, что, конечно, в американской политиче­ской системе доминируют партии — республиканцы и демо­краты. Но и в той и в другой партии имеются два крыла — либеральное и консервативное, — у демократов есть свои консерваторы, а у республиканцев — свои либералы, которые пока берут верх. В этом смысле президентская кампания, ко­торая находится сейчас в самом разгаре, еще не определила, кто победит, но пока ясно, что, если бы выборы были сегодня, то на этих выборах скорее всего состязались бы Митт Ромни и Барак Обама, т.е. два представителя либерального крыла. А правые оказываются в довольно злобном и ожесточенном лагере, который пытается дискредитировать эти либеральные идеи и либералов, но пока не добиваются успеха.

Конечно, эти выборы будут только в ноябре, но и предвари­тельные итоги показывают, что американцы не готовы к тому, чтобы отказаться от тех либеральных сдвигов, которые прои­зошли в Соединенных Штатах с избранием Барака Обамы. И не только демократы, но и многие республиканцы хотят, что­бы следующий президентский срок продолжался в духе либе­ральных реформ. Конечно, еще рано судить. Выборы будут в начале ноября. Нам еще предстоит ждать дня выборов. Но еще нет сильного правого кандидата-консерватора. Пока есть сильные кандидаты на либеральном фронте — это действую­щий президент Обама, который не сдает своих позиций, и его республиканский противник Ромни, который, конечно, отстаи­вает интересы республиканцев. Он, конечно, хочет добиться президентства, но его программа либеральная, и в данном случае можно полагать, что кто бы ни победил на этих выбо­рах, если этот тренд сохранится, то в Америке в любом случае президентом будет человек скорее с либеральными взглядами.