Интернет как фактор международной журналистики

Скачать статью
Засурский Я.Н.

профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой истории зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: yzassoursky@gmail.com

Раздел: Колонка редактора

---

Ключевые слова: интернет, международная журналистика

Интернет и журналистика — очень серьезная проблема. Интернет и международная журналистика — тоже проблема очень серьезная. Но это две разные проблемы, потому что Интернет развивается во всех сферах, я не буду называть их все, начиная от заказа билетов на самолет и кончая участием в коммуникационной массовой деятельности. Но это особая проблема, думаю, ее нужно обсудить. М.А. Федотов сделал серьезные выводы, высказал интересную точку зрения, очень важную для определения юридических границ Интернета. Границы бывают разные, и границы существуют не только в смыс­ле охвата разных проблем.

Очень интересно по поводу границ выступил в «Известиях» Дмитрий Борисович Воскобойников, и я думаю, что его статья «Убить анонима» очень точно определяет одну из главных трудностей Интернета — беспорядочность действий в нем. Иногда информация, которая вбрасывается, очень мешает и загрязняет Интернет, потому и ведется активная борьба за создание особой атмосферы — чистоты экологии Интернета.

Другая серьезная проблема — безответственные действия «анонимов» в Интернете, как правильно отмечает Д.Б. Воско­бойников. «Анонимы» отравляют атмосферу в Интернете, и в данном случае те юридические посылы, о которых говорит М.А. Федотов, могут быть очень полезны.

Интернет развивается бурно. У нас в справочниках указано, что в Индии 10 млн пользователей интернета, а сегодня, 1 де­кабря 2010 г., я получил статью из индийского журнала, где го­ворится о том, что там уже 70 млн пользователей. Интернет развивается быстро, и это развитие требует внимания, так как Интернет сегодня вышел за рамки только информационных проблем, он активно включен в разные сферы деятельности. Таких вопросов много, и проблема управления Интернетом должна каким-то образом быть решена. Известно, что управ­ление выдачей доменов осуществляется ICANN, международ­ной корпорацией по назначению номеров и имен, которая управляет системой адресации в Интернете. Есть и другие, очень важные для развития Интернета моменты, потому что хозяевами Интернета являются поисковые машины, и те корпо­рации, которые обладают поисковыми структурами, практиче­ски определяют, что вы можете получить в Интернете. Большая ответственность в этом смысле лежит на всех поисковых маши­нах: это Google, это Yahoo, это наш Яндекс, это и собственная поисковая система Microsoft. Они в большей степени определя­ют содержание Интернета, так как обладают самыми большими запасами информационных ресурсов, что ведет к господству в сфере Интернета. Естественно, что самые большие запасы — у крупных поисковых машин, и последние, конечно, оказывают очень серьезное влияние на пользователей Интернета.

Велика роль Яндекса для нашей страны. Это, может быть, наша внутренняя, национальная проблема: на русском языке наиболее активно работает Яндекс, но сравнить его ресурсы с ресурсами Google или Yahoo очень трудно, он существенно уступает им. Одна из важнейших проблем развития Интернета в России — это не только доменные имена, написанные ки­риллицей, но, может быть, в большей степени развитие рос­сийского поискового механизма, поскольку никто, кроме рос­сиян, не сможет адекватно проанализировать российскую информационную сферу и сделать настоящую классифика­цию, собрав необходимую информацию. Это ведь огромный массив, и из-за того, что у нас нет адекватного инструмента, адекватной поисковой машины, конечно, мы проигрываем в Ин­тернете. Мы вынуждены по всякому поводу обращаться к очень мощным и качественным иностранным поисковым машинам, тем же Google и Yahoo, но они не всегда дают информацию, которая нужна нам. Однажды мне пришлось выступать по по­воду места Гоголя в мировой литературе, и я попытался найти материалы в этих поисковых машинах и не нашел. И в Яндексе их также не оказалось. А эти материалы имеются, и довольно обширные. И мне показалось, что здесь наше отставание в раз­витии своей поисковой машины мешает нам лучше знать самих себя и тем более не дает нам возможности представить нашу страну, наши интеллектуальные ресурсы должным образом. С этой точки зрения развитие Интернета в России требует серь­езного развития поисковых инструментов, и без этого мы будем всегда учениками или пользователями иностранных поисковых машин. Они очень хорошо ищут, но они ищут на английском языке, а русские имеют свои информационные интересы, а они в нашем Интернете не учитываются. Эта монополия меж­дународных поисковых ресурсов в Интернете все-таки созда­ет нам известные трудности, не потому что существуют эти монополии, а потому что они не то чтобы не хотят, — не могут разобраться в огромном массиве нашей российской информа­ции. Мне кажется, что это очень серьезная проблема Интер­нета и над этим следует задуматься. Российский поисковый инструмент должен быть улучшен: Яндекс работает хорошо, но его масштабы несопоставимы с требованиями нашей ин­формационной сферы. Несопоставимы они тем более и с ре­сурсами, которые имеют Google или Yahoo, а эта проблема не­обычайно актуальна для развития нашего Интернета.

Вторая проблема, на которой я хотел бы остановиться, связа­на с изменением отношений Интернета и журналистики. Дело в том, что Интернет настолько активно вошел в сферу инфор­мации, что журналистика теперь действует как бы в нескольких средах. Есть традиционная среда для печати, аудиовизуаль­ная для телевидения и радио, наконец, есть интернет-среда. Но в силу бурного развития Интернета, информации и информа­ционных связей меняется сама структура информации и отно­шение к ней. Сегодня век так называемой массовой информа­ции продолжается, но все более важное значение приобретает информация межличностная, межгрупповая, индивидуализи­рованная и медиатизированная. Это стало возможным благо­даря усовершенствованиям в развитии Интернета.

Происходит и другой процесс: массовое общество сегодня фрагментировано, и массовая пресса практически уступает место специализированной нишевой прессе, которая лучше обслуживает интересы аудитории. Возникает возможность и проблема нового развития в коммуникации. Есть массовая коммуникация, о которой справедливо говорил М.А. Федотов, но сегодня все более важна индивидуализированная и одно­временно медиатизированная информация, которая особенно активно развивается в обществе знаний. Индивидуализация и специализация использования информации — веление вре­мени, и наступление новой стадии информационного обще­ства, общества знаний, требует этой индивидуализированной информации, с которой приходится считаться и учитывать при этом индивидуальные интересы пользователей.

Очевидно, что средства массовой информации тоже в какой-то степени уступают позиции. Я не говорю о газетах, которые в России утратили значительную часть своей реальной ауди­тории. Но если даже мы будем говорить о телевидении, то оно тоже теряет свою аудиторию. Есть разные рецепты, ставятся разные диагнозы, говорят даже, что у нас плохое телевидение. Я думаю, что дело не только в этом. У нас разное телевидение: есть плохое, а есть очень хорошие образцы. Дело в том, что меняется не телевидение, а меняется телезритель, его меньше интересуют многие образцы массовой культуры, он хочет иметь больший выбор. Современная структура Интернета по­зволяет сделать этот выбор, и поэтому акцент переносится на Интернет и на новый подход к коммуникации, которая рассчи­тана на потребителя скорее индивидуального, чем массового.

В связи с этим газеты, радио, телевидение переходят на новые стандарты, они выпускаются теперь в двух и более фор­матах. В традиционном формате это речевое радио, телеви­дение, использующее свою аудиовизуальную природу, газеты, которые печатаются на бумаге. Но в то же время все эти ком­муникационные структуры существуют и в Интернете. Сейчас трудно сказать, где основное место пользования этими сред­ствами — в киосках, где торгуют газетами, или в компьютерах. Пожалуй, сегодня во многих странах если не основная, то очень значительная часть населения, читающая газеты, — это люди, пользующиеся компьютером и читающие их в Интерне­те, а не только те, кто берет в руки печатную бумажную газету. Я не сторонник теории о том, что газета умирает и мы скоро будем присутствовать на похоронах газеты. Я думаю, что до этого далеко, и у газеты есть свои преимущества, о которых можно говорить отдельно. Газета будет жить, но несколько в ином виде, хотя, может быть, и на бумаге.

Сегодня структура Интернета, и в этом смысле структура информации, передаваемой в Интернете, меняется. Есть по крайней мере два вида использования информации: через традиционные средства массовой информации или через ин­тернет. Это создает новые возможности для журналистики, потому что журналистика получает новые ресурсы. Скажем, сегодня радиостанции являются не только средством достав­ки речевого материала, но и, имея хорошие сайты, становятся источниками и печатной информации. Часто на сайтах некото­рых радиостанций вы можете найти больше информации, чем в газетах. Они действуют очень оперативно. Например, 1 де­кабря в Москве был господин Ален де Пузильяк — президент телеканала France-24. Он рассказывал о работе структуры французского круглосуточного телевидения, которое действу­ет в глобальном пространстве. Но в газетах мы, к сожалению, ничего не прочитали об этом, а на сайте «Эха Москвы» мы опе­ративно получаем эту информацию в виде текста, который легко переносится на бумагу. Я вас уверяю, что на сайте «Эха Москвы» можно найти множество других подсобных материа­лов, также как и на сайтах «Московского Комсомольца», «Из­вестий», «Российской газеты» можно найти много интересно­го, и это дополняет то, что делают традиционные средства массовой информации.

Сейчас складывается такая ситуация, когда информация находит новые места для доставки и для привлечения внима­ния читателей, слушателей, зрителей. И несмотря на то что говорят о смерти газеты, количество ее читателей увеличива­ется благодаря Интернету. Сегодня, может быть, главным ин­струментом, который заставляет людей читать, является Ин­тернет, потому что на сайтах содержится масса информации. В этом отношении, конечно, ситуация сегодня изменилась — Интернет скорее стимулирует чтение.

Изменилась и ситуация с международной журналистикой. Международная журналистика существует как особая часть нашего журналистского дела, и в то же время сам Интернет является частью этой международной журналистики, он дает возможность пользователям постоянно получать важную, по­лезную, разнообразную и часто уникальную международную информацию.

Международная журналистика в России переживает труд­ные времена. С одной стороны, доступ к международной ин­формации очень прост. Компьютеры позволяют пользоваться множеством сайтов: газетных, журнальных, радио, телевизи­онных и, что особенно важно, отдельных исследовательских центров. С другой стороны, квалифицированная обработка этой международной информации отстает от объема этой ин­формации, и конечно же в этом смысле международная жур­налистика не выполняет своих задач постольку, поскольку наши традиционные средства массовой информации очень мало внимания уделяют международным проблемам. Даже когда происходят такие события, как промежуточные выборы в Соединенных Штатах, они не вызывают большого интереса у российских средств массовой информации. Они теряют нить развития международных событий. Это важная проблема, ко­торая требует серьезного внимания к развитию международ­ной журналистики.

Международная журналистика — это не только информа­ция о том, что происходит сегодня, это важная часть восприя­тия нашего мира как целостности. Сегодня мы утрачиваем это восприятие и отстаем от развития нашего мира. Когда вы спросите у людей, которые, например, приходят на факультет, о том, где наиболее развиты новые формы коммуникации и журналистики, они отвечают, что больше всего все развивается в Соединенных Штатах. Хотя США, скажем, по развитию мо­бильной телефонии и современных широкополосных структур Интернета уступают Японии, Южной Корее, которые в этой сфере являются лидерами. Но дело не только в этом. Мир из­менился даже, можно сказать, за последние пять—десять лет. Появились новые лидеры. Когда говорят о крупнейших инду­стриальных державах, традиционно упоминают Соединенные Штаты, Англию, Францию, Германию. А на самом-то деле сей­час это Индия и Китай.

Можно по-разному относиться к развитию Китая, но 28 ок­тября, находясь в Нью-Йорке, я открыл газету «Нью-Йорктаймс», и там на первой полосе сообщалось о том, что в Китае создан самый быстрый в мире суперкомпьютер. Наши газеты на эту информацию особого внимания не обратили, если вообще упомянули об этом. А на самом деле это не выращивание риса или выпуск ширпотреба — это не ширпотреб, такой компью­тер один и только в Китае, и он меньше по габаритам, чем ме­нее мощный американский суперкомпьютер. И это говорит о том, что Китай является лидером в этой сфере, а мы, может быть, и из-за просчетов нашей международной журналистики этого не учитываем.

Конечно, есть и много других аспектов, связанных с тем, что лидерство меняется, мир меняется. Как известно, мир на­чинался на Востоке: индийская, китайская цивилизации гораз­до старше, чем европейские цивилизации. Я думаю, что об этом нам нужно знать и думать и не заблуждаться по поводу того, где больше чего производится. Конечно, Китай добился такого успеха не за счет развития металлургии, авиационной, автомобильной промышленности, а прежде всего за счет того, что следовал старому совету Бухарина: начинать с сельского хозяйства и легкой промышленности. И благодаря успехам в легкой промышленности китайцы стали важным звеном в развитии экономики мира, они и сейчас лидируют в произ­водстве товаров легкой промышленности. И мы все, все стра­ны впали в зависимость от Китая не по части компьютеров, а по части этих товаров. И когда начался кризис, первое, о чем сообщили, — о том, что снизились покупки китайских игрушек. Но Китай быстро восстановил свою промышленность по про­изводству игрушек. Так что бывает разная зависимость.

Мир сегодня меняется, наша международная журналистика должна быть активной, и ей нужно уделять больше внимания при подготовке молодых журналистов. Говоря о судьбах международной журналистики, нужно больше думать о подготовке таких журналистов. К сожалению, они часто не хотят идти в эту профессию, им кажется, что интереснее журналистика, свя­занная с российскими проблемами. Конечно, наша жизнь очень интересна, но падение интереса к международной жур­налистике у студентов тоже опасный симптом. Необходимо развивать международную журналистику, и здесь нам нужна поддержка как нашего общества, так и журналистского сооб­щества.