«Михаил Ломоносов» - журнал для самообразования крестьянских детей. 1914 г.

Скачать статью
Есин Б.И.

доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: esin@mrteam.ru
Зорина Ю.В.

аспирантка Московского государственного института Е.Р. Дашковой, г. Москва, Россия

e-mail: -

Раздел: История журналистики

В статье рассказывается о журнале “Михаил Ломоносов”, издании для крестьянских детей, первый номер которого сохранился в Государственной российской библиотеке.

Ключевые слова: журнал для крестьянских детей, Ломоносов, журнал, школа, заочное обучение

В фондах Государственной российской библиотеки сохранился один номер двухнедельного журнала для крестьянских детей под названием “Михаил Ломоносов”. Редактором-издателем его обо­значен А.В. Венцеславский. В шапке издания кроме названия ука­зано: “Петроград, № 1, 8 ноября 1914 г.” (8 ноября — день рождения Ломоносова).

В номере 128 страниц, набранных убористыми шрифтами. На обложке репродукция картины Нестерова “Юность Преподобного Сергия”.

Журналу предпосланы Вступление А.Н. Венцеславского1 и Прит­ча о сеятеле. Традиционно для народных изданий на первых стра­ницах помещены изображение головы Иисуса Христа, портреты членов царской семьи, гимн России и пр. После чего идет стихо­творение Некрасова “Школьник”.

Затем на страницах 11—12 излагается краткая биография М.В. Ло­моносова, которая плавно перетекает в статью-беседу о пользе учения после окончания начальной одногодичной или двухгодич­ной сельской школы и одновременно излагаются части проекта издания, выпущенного и разосланного еще в 1911 г.

После этих материалов идут двумя столбцами набранные нон­парелью сведения о “почетных публикаторах” и “почетных под­писчиках” журнала с примечанием, в котором говорится о первых авторах журнала, смотри статью “Кто они?”, помещенную в жур­нале, а списки подписчиков будут и далее публиковаться вплоть до восьмого номера.

В первом номере указано 157 подписчиков. Среди них: учите­лей — 30 (в их числе учительниц — 9), школьных инспекторов — 10 и несколько членов школьных советов, священнослужителей и других лиц духовного звания — 59, врачей, фельдшеров — 4, воен­ных — 5, крестьян — 4, купцов — 4, помещиков — 3, земских слу­жащих — 3, две библиотеки, Нижегородский педагогический музей, а самым последним назван А.В. Кривошеин — бывший министр просвещения.

В списке абонентов назван ряд лиц без указания профессии и даже без указания фамилии (приводится лишь номер подписной квитанции).

Совершенно очевидно, что основными подписчиками были представители сельской интеллигенции — сельские учителя, свя­щенники и другие. Крестьян-подписчиков было мало.

Список подписчиков дает возможность частично определить и географию распространения журнала. Центральная часть России представлена Купянском (Харьковской губ.), Нижним Новгородом, Чудиновым, Грязовцом, Добринкой. Были подписчики в Верхнеудинске и Малошемахинской школе.

Журнал “Михаил Ломоносов”, следуя своей программе, должен был стать заочной школой для детей покинувших начальную дере­венскую школу и любящих учиться. На верхнем обрезе 10-й стра­ницы читаем: “Первые три №№ журнала послужат фундаментом школе”. Мысль “журнал — школа” повторяется в дальнейшем многократно.

Подписка на журнал, как сообщалось в его предварительных материалах, была открыта 6 января 1913 г., а первая попытка, “проба” была сделана еще 1911 г.2, т.е. в год 200-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Это указание и характер журнала дают возможность сделать предположение, что проект журнала заро­дился в “Ломоносовском обществе”, которое приняло участие в юбилейных мероприятиях 1911 г. в Москве. Тогда в помещении

Политехнического музея состоялся вечер членов этого общества (Есин, 2007: 62).

К сожалению, пока не удалось найти каких-либо других сведе­ний об упомянутом обществе. У общества, как и у журнала, была одна цель — помогать желающим учиться крестьянским детям для получения среднего и высшего образования.

Из этого ясно, что почетными подписчиками были названы люди, готовые выписывать журнал “для крестьянских ребят в виде подарка” (с. 32).

В журнале подробно рассказывается, с какими материальными трудностями столкнулся издатель в начале проекта. Год ушел на сбор средств. Первый номер планировалось выпустить в свет 15 июля 1914 г. Однако задержка в типографии в летние месяцы отсрочила его выход до ноября.

Содержание журнала “Михаил Ломоносов” рассчитано на де­тей 13 лет, но и двадцатилетним ученикам, указывает издатель, не посещавшим классов после двух лет начальной школы, журнал будет полезен.

Издатель убеждает читателей в доступности журнала кресть­янским семьям, особенно вскладчину, говорит о поддержке его сельскими интеллигентами. Почетные публикаторы и почетные подписчики материально помогают изданию, взносами, пожертво­ваниями, способствуют его распространению. Вопрос материаль­ной поддержки очень важен, ибо у журналиста нет коммерческих интересов, но издание требует расходов на бумагу, печать и другие нужды. Объявления будут публиковаться только при условии сво­бодного места на страницах журнала. Издатель предпочитает ком­мерческим объявлениям пословицы и поговорки о труде, грамоте, учении, знании, которые призывает присылать в редакцию в лю­бом количестве. Указанные поговорки, пословицы, изречения ши­роко представлены уже в первом номере. Даже на верхнем обрезе страниц печатаются подобные изречения, пословицы в стиле теле­графной ленты, бегущей строки. “Ученье свет, не ученье — тьма”, “Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот и разумеет”, “Век живи — век учись”, “Корень ученья горек, плод ученья сладок” и т.д.3

“Пословицы — мудрость народа” (с. 35). Они учат трудолюбию, стремлению к учению и другим полезным делам и хорошему пове­дению.

Особое место занимает статья “Кто они?”, на которую издатель указывал уже в “шапке” первого номера. Кто же те люди, которые заботятся о крестьянских детях, спрашивает автор и, обращаясь к читателям, утверждает: вы поняли, что это “люди добрые”. Они дали вам в руки ярко горящий светильник, чтобы вы могли идти в темноте, не спотыкаясь на каждом шагу по той программе, какую предлагает издатель. Через 20 лет “все Ломоносовы будут жить лучше других — неломоносовых” (с. 33).

Статья знакомит читателей с редактором, сотрудниками, боль­шинство которых — опытные учителя в прошлом или настоящем (с. 41). Статья также должна вызвать доверие к журналистам у по­тенциальных читателей, желающих учиться по примеру Ломоно­сова. Это большая, несколько затянутая беседа, раскрывающая программу и методы ее осуществления. Она должна привлечь но­вых читателей, авторов и подписчиков. Это “подготовка почвы” успеха предприятия.

Далее в статье-беседе “Несколько слов о наших школах” речь идет об истории и системе школьного образования в стране, вплоть до гимназий и реальных училищ, школ женских, военных, фельдшерских и др. И вместе с тем еще и еще раз упорно прово­дится мысль, что знания — это богатство, что стремление к знаниям похвально, что обучение с журналом через беседы и рекомендо­ванную литературу будет возможно в любой крестьянской семье. Журнал будет учить не для диплома, а по существу, ибо польза от учения придет к каждому, что безусловно и положительно скажется на всей жизни крестьянина.

Следующая статья “Значение труда” играет не менее важную роль. Это, собственно, не статья, а сочинение 16-летнего ученика. О нем сказано в начале номера и дана его фотография в 12-летнем возрасте. В преамбуле статьи крестьянского мальчика указыва­лось, что автор и дальше будет сотрудничать, подписываясь “Пра­вая рука А.В.”, с пояснением: “А.В. — первые буквы (инициалы) имени и фамилии редактора-издателя” (с. 19).

Сочинение начинается с рассказа о деревенском мальчике, ко­торый очень хотел учиться и уговорил отца-крестьянина и учителя оставить его в школе с ребятами старше его. Этакий толстовский Филиппок. А после этого вступления без всякого перехода идет текст издателя о роли знания вообще в жизни и о планах журнали­ста. “Друзья мои, — пишет он, — обращаясь к будущим читателям: мы хотим видеть хорошо грамотных, образованных крестьян-земледельцев” (с. 74).

И в дальнейшем, напечатав очередной отрывок из указанного сочинения, например о сознательном труде, обогащенном знанием, редакция продолжает развивать свои мысли о журнале для кресть­янских детей и для достоверности воспроизводит заключение и оценку учителя, выставленную за сочинение — “четыре” (с. 103).

Затем утверждается и развивается мысль о том, что учение, “на­ука — это труд” и еще раз труд (с. 106).

В статье много повторений непререкаемых истин. Встречаются опечатки, типографские пропуски текста. Вообще качество репро­дукций, набора и верстки невысоко. Однако основная идея журна­ла как подобия школы развивается с завидным упорством, повто­рами, подчас утомительными.

В журнале напечатаны фрагменты картин Богданова-Бельского, стихотворение Некрасова “Сеятелям”, по одному стихотворению И.С. Аксакова, В.Н. Майкова и В.Н. Водовозова. Стихотворению Водовозова “Добрый человек”, напечатанному в конце книжки журнала, придается особое значение. К нему не раз обращается автор-издатель как к примеру служения народу. В стихотворении “Добрый человек” говорится, что добрый человек не тот, кто по­дает милостыню или помогает нуждающимся материально: веща­ми, продуктами, а тот, кто учит труду, как

С умом за дело взяться,

Чтобы нищим не остаться.

Кто научит, вразумит,

Деток в школе приютит,

Взрослым парням даст подмогу,

Чтобы выйти на дорогу —

Про того скажу вовек,

Впрямь тот добрый человек!

Кончается журнал призывом: “Добро пожаловать в наше дело послешкольного саморазвития крестьянского юношества — нашего будущего” (с. 128).

Конечно, при всем несовершенстве первого номера журнала весьма показательно желание дать образование жаждущему кресть­янскому отроку, каким был Ломоносов. Призвать смело повторить весь путь его к науке и в науке. Старание издателя охватить все: и программу, и методику заочного обучения, и характеристику учи­телей, и рассказать о системе различных типов школ и о трудно­стях издательского дела, и о дальнейших замыслах редакции, воз­можностях подписки, о добровольных помощниках, о спонсорах, разъяснить отдельно слова “инициалы”, “патриот” и многое дру­гое усложняли задачу редактора, мешали стройности первого, по существу, пробного номера журнала. И это в какой-то степени по­нимал издатель. На с. 116 мы встречаем его самокритичные выска­зывания на этот счет.

Журнал, вышедший уже во время Первой мировой войны, ви­димо, не мог игнорировать это обстоятельство. На последних стра­ницах теме войны было отведено несколько рассуждений. Но тема опять-таки решалась в такой связи, что грамотный солдат лучше исполнит свой долг, чем неграмотный, т.е. станет настоящим патриотом.

Весьма сомнительно прозвучала идея создания среди подписчи­ков армии “Союза потешных земледельцев” по примеру потешных полков Петра I.

Стремление сказать сразу все и обо всем выдает некую неопыт­ность издателя журнала.

Его переполняли добрые намерения, а личный пример Ломо­носова казался необыкновенно убедительным.

Идея журнала косвенно отражала объективную тягу части кресть­ян к образованию в начале ХХ в. и стремление интеллигенции при помощи периодического издания, причем дешевого, доступного, приобщить народ к знаниям, что нередко отражалось в ряде дру­гих массовых изданий конца XIX — начала ХХ в.

Примечания 

1 Инициалы “А.Н.” наряду с инициалами “А.В.” повторены еще раз на с. 115 журнала. Что это — опечатка или обозначение другого лица — остается вопросом.

2 Текст журнала “Михаил Ломоносов”, с. 37. В дальнейшем страница журнала указывается в тексте в скобках. 7 ВМУ, журналистика, № 6

3 Аналогичные изречения вне статейного материала печатал “Народный ли­сток” в 1876—1879 гг.

Библиография

Есин Б.И. Газета “Русские ведомости” о юбилее М.В. Ломоносова в 1911 году // Очерки о настоящем и прошлом отечественной журналисти­ки. М., 2007.


Поступила в редакцию 17.04.2010