Правовое просвещение населения через печатные СМИ: история и современность

Скачать статью
Мартынкина Д.Ю.

аспирант кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: dmartin@inbox.ru

Раздел: Право СМИ

Автор описывает правовое просвещение населения через печатные СМИ в РФ на современном этапе и в СССР в 1970—1991 гг. Формулирует рекомендации по совершенствованию данной деятельности.

Ключевые слова: Правовая культура, печатные СМИ, правовое просвещение населения

Правовое просвещение населения России сегодня стоит на по­вестке дня, что неоднократно отмечалось высшим руководством страны. “Главное в правовом государстве — это уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес”, — заявил на съезде Ассоциации юристов России Д. Медведев. Для повышения этого уровня, уве­рен он, необходимо отладить систему правового просвещения та­ким образом, чтобы к ней были подключены школы, клубы, СМИ (Кузьмин, 2008: 1).

Правовое просвещение населения является важнейшим факто­ром формирования правовой культуры населения, высокий уро­вень которой необходим для создания гражданского общества и правового государства. Как отмечает Е.В. Зарубина, “...без изме­нения отношения к праву, без преодоления правового нигилизма все наши реформы ведут в тупик. Без решения этой задачи невоз­можно создать правовое государство, которое будет служить га­рантом спокойного, цивилизованного разрешения возникающих в обществе проблем и противоречий, обеспечит закрепление дей­ствительных позитивных преобразований в экономике, социаль­ной сфере, политике” (Зарубина, 1999: 24).

Исследователь Е.Е. Гришнова в монографии “Правовая культура в политическом пространстве современной России” выделяет не­сколько субъектов формирования правовой культуры. Руководст­вуясь критерием эффективности их социально значимой деятель­ности, она выделяет базовый субъект формирования правовой культуры — государство, обладающее наибольшими возможностя­ми влиять на общество. “Далее, на наш взгляд, следует семья, ко­торая, несмотря на все социальные трансформации, осталась основной ячейкой общества и в наименьшей степени подвержена политическому влиянию государства. И лишь затем следуют учеб­ные заведения, СМИ и общественные организации... В настоящее время в российском обществе довольно широко распространено мнение о том, что именно СМИ формируют многие мнения, при­вычки, традиции, образцы поведения и т.д. С этим трудно не со­гласиться, поскольку данные многочисленных социологических опросов подтверждают именно такую тенденцию” (Гришнова, 2005: 95—96).

Таким образом, по мнению Е.Е. Гришновой, СМИ как субъект формирования правовой культуры стоят после государства и се­мьи. Однако, по нашему мнению, СМИ в этом качестве занимают особую позицию. Особенности данной позиции заключаются в сле­дующем:

1. Влияние СМИ является массовым в силу природы этих средств информации. Ни общественные организации, ни учебные заведения, ни другие субъекты формирования правовой культуры не способны обеспечить воздействия на такой обширный круг лиц, на который воздействуют СМИ.

2. СМИ формируют правовую культуру населения непрерывно, в то время как другие субъекты осуществляют такое воздействие срочно, периодически либо нерегулярно. Так, учебные заведения формируют правовую культуру своих воспитанников только в пе­риод обучения. Общественные организации осуществляют такую работу периодически либо нерегулярно и т. п.

3. Воздействие СМИ, производимое в целях формирования правовой культуры, осуществляется в особой форме, способствую­щей лучшему усвоению информации. Оно может быть сопряжено с осуществлением других функций СМИ — коммуникативной, непо­средственно организаторской, идеологической, культурно-образо­вательной, рекламно-справочной, рекреативной (Прохоров, 2009).

История

Обратимся к опыту правовой пропаганды через печатные СМИ в СССР с 1970 по 1991 г. Этот период в истории печати СССР при­мечателен тем, что тогда была практически с нуля организована система правовой пропаганды через СМИ. Об успехах проведен­ных мероприятий говорят объективные данные. Так, количество публикаций по правовой тематике в “Литературной газете” в 1975 г. составляло 56, в 1976 г. уже 70 и далее наблюдался пропорциональ­ный их рост (Керимов, Мицкевич, Шамба, 1983: 165). В 1971 г. основан журнал “Человек и закон” — орган Министерства юсти­ции СССР. Уже в 1973 г. его тираж достиг 3 млн экземпляров (Агешин, 1973: 50), позже — 10 млн экземпляров. Есть масса свиде­тельств современников о том, что этот журнал был очень интересен читателям. В газете “Советский Сахалин” в 1970-х гг. страница правовых знаний “Человек и закон” выходила раз в квартал. В 1980-х она стала ежемесячной. Страницы правовых зна­ний также после 1983 г. стали выходить во ВСЕХ районных газетах Сахалинской области (Киселева, 1985: 245).

Эти и другие факты приводят к достоверному выводу: в СССР с 1970 по 1991 г. «трудно обнаружить какой-либо орган массовой информации (центральный либо местный), в котором в большей или меньшей мере не освещались бы вопросы права и законности, с разной степенью интенсивности не помещалась бы правовая ин­формация» (Керимов, Мицкевич, Шамба, 1983: 147). Причем тексты на правовые темы действительно пользовались у читателей популярностью.

Обобщая исследования, проведенные в Ярославской обл. (1973), Латвийской ССР (1973), Таджикской ССР (1973), Орске (1977), Марийской АССР (1978), Молдавской ССР (1978), авторы книги “Организация и эффективность правового воспитания” приходят к выводу: “Исследования подтверждают значительный интерес к юридической информации всех без исключения социальных групп во всех изучавшихся регионах. Граждане обращаются за получением такой информации практически ко всем ее источникам (офици­альным изданиям, средствам массовой информации, юридическим органам и т.п.)... Наибольшее предпочтение отдается при этом СМИ. Это характерно для всех социально-демографических групп, но прежде всего для рабочих и колхозников, инженерно-техниче­ских работников, лиц со средним образованием, в возрасте до 19 лет и старше 30” (там же: 163).

Каким образом советской пропаганде через печатные СМИ в анализируемый период удалось достичь таких успехов? Остано­вимся на самых важных моментах.

1. Совершенствованию правовой пропаганды был посвящен ряд постановлений ЦК КПСС (в частности, постановление от 15 сен­тября 1970 г. “О мерах по улучшению правового воспитания трудя­щихся”), в которых подчеркивалась важность такой деятельности. Первая волна внимания к этому вопросу была вызвана речью гене­рального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева перед избирателями Бауманского избирательного округа 13 июня 1970 г., в которой он подчеркнул необходимость усиления пропаганды советских законов.

2. Руководствуясь постановлениями ЦК КПСС, к правопропа­гандистской деятельности активно подключились юристы (адво­каты, сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры и т.п.). Они сами готовили статьи для печатных СМИ, консультировали жур­налистов, рецензировали материалы перед публикацией.

3. При редакциях газет и журналов с помощью органов юстиции были созданы общественные юридические советы либо нештатные отделы социалистической законности. В эти советы (отделы) вошли сотрудники редакции и юристы. Некоторые издания договорились о сотрудничестве с юридическими отделами ведомств и организа­ций. Например, помощь газете “Труд” оказывал юротдел ВЦСПС, газете “Сельская жизнь” — юротдел Министерства сельского хо­зяйства СССР. Советы (отделы) регулярно проводили заседания, на которых обсуждали наиболее актуальные вопросы правовой про­паганды, работу с ними редакции. Для координации работы сове­тов (отделов) по правовому воспитанию населения были созданы координационно-методические советы по правовой пропаганде при территориальных органах Министерства юстиции СССР.

4. Руководство КПСС и СССР поставило перед прессой задачу расширить жанровый состав публикаций по правовой тематике. И эта задача была выполнена. Так, в период 1968—1969 гг. подавля­ющее большинство публикаций, помещенных в газетах, относится к трем жанрам — судебной хронике (44%), очерку (42%), фельетону (8%). В то время комментарии к законодательству и консультации на правовые темы составляли всего около 3% (Павлов, 1972: 67). Однако уже в 1974 г. исследователь Н.Я. Соколов отмечал, что, «обращаясь к правовой теме, редакции газет и журналов прибега­ют к различным жанрам: проблемные и постановочные статьи юристов, статьи по конкретному случаю нарушения закона, судеб­ные репортажи и очерки, репортажи из кабинета следователя, за­метки “Из зала суда”, комментарии и консультации юристов, письма и ответы на них» (Соколов, 1974: 57—58). Важную роль в правовом воспитании населения играли рубрики, в которых рас­сказывалось о мерах, решениях, принятых по итогам ранее опуб­ликованных материалов.

5. Огромная заслуга советских печатных СМИ в 1970— 1980-е гг. заключалась в том, что они смогли наладить систематическую ра­боту по правовой пропаганде. У каждого СМИ был план таких пу­бликаций. Регулярно выходили материалы с откликом на преды­дущие публикации. Газеты и журналы не стеснялись повторять информацию в разных видах, чтобы население лучше ее усваивало.

6. В 1970— 1980-х гг. в СССР были разработаны дефиниции по­нятий, связанных с правопропагандистской деятельностью, опи­саны направления правовой пропаганды в печати, принципы пра­вовой пропаганды, требования к выступлениям на правовые темы, сформулированы критические замечания к существующей системе правовой пропаганды.

Современность

Объективные данные свидетельствуют о том, что правовое про­свещение населения через печатные СМИ сегодня организовано далеко не идеальным образом. Материалы по правовой тематике встречаются в федеральных общественно-политических изданиях достаточно редко. Для этих материалов в большинстве газет не предусмотрено специальных рубрик, поэтому появление таких текстов носит несистематический, случайный характер. Кроме того, в материалах печатных СМИ масса неточностей и ошибок, связанных с незнанием, непониманием либо неправильной трак­товкой законов и подзаконных актов журналистами. В редакции приходит много писем читателей, в которых они требуют уточнить ту или иную правовую информацию, дать юридическую консульта­цию. Однако значительная часть таких запросов остается без ответа.

Несмотря на то что борьба с правовым нигилизмом обозначается руководством страны как одна из задач внутренней политики, не принято концепции правового просвещения населения РФ. Доку­ментов, регламентирующих подобную деятельность, нет ни у одно­го государственного издания, не говоря уже о частных, которые также могли бы системно освещать правовые вопросы на своих страницах.

Таким образом, деятельность по правовому просвещению насе­ления в РФ нуждается в совершенствовании. Для этих целей пред­лагается использовать опыт СССР 1970—1991 гг., подвергнув его критическому осмыслению с учетом нескольких моментов:

— необходимо отбросить ряд идеологических положений, ха­рактерных для дискурса советского периода.

— до начала перестройки все СМИ в СССР были государствен­ными, соответственно работа с ними осуществлялась императивны­ми методами. Ныне эти методы применимы только в отношении государственных СМИ, для работы с частными СМИ необходимо искать другие методы и формы работы.

Нельзя не подчеркнуть, что при правильной постановке вопро­са СМИ станут безусловными союзниками государства в правовом просвещении населения. Ввиду общей низкой правовой культуры населения (в том числе сотрудников и руководства СМИ) в нашем обществе пока нет понимания того, что правовая информация яв­ляется ходовым товаром, который готова покупать обширная ау­дитория, в том числе аудитория с высокой платежеспособностью. Например, даже в период подачи налоговых деклараций в редком СМИ найдешь материал, посвященный тому, как это правильно делать. Между тем подобные тексты, очевидно, способствовали бы не только правовому просвещению, но и продвижению СМИ.

Учитывая, что СМИ — сдвоенный рынок товаров и услуг (Вар­танова, 2003: 48), торговля правовой информацией и максималь­ная доступность рекламодателей к читающей ее аудитории могла бы стать прибыльным бизнесом. Если государство сможет донести эту мысль до владельцев СМИ, это станет огромным шагом на пути правового просвещения населения РФ.

Итак, какие шаги с учетом опыта СССР 1970—1991 гг. может предпринять современное российское государство для повышения эффективности правового просвещения населения через СМИ?

1. Возведение правового просвещения в ранг национальных приоритетов способствовало бы прорыву в этой области. Разра­ботка концепции правового просвещения населения через СМИ настроила бы на эту работу государственные СМИ. Одновременно с этим необходимо стимулировать частные СМИ к освещению правовых вопросов методами PR (генерирование информационных поводов, своевременное предоставление информации по правовой тематике исходя из запросов редакций, снабжений журналистов справочными материалами, информационная открытость ведомств, проведение конкурсов материалов по правовой тематике и т.п.).

2. В сегодняшних СМИ мы наблюдаем скудный жанровый со­став публикаций по правовой тематике. Очевиден уклон в сторону уголовно-правовой тематики, хотя с преступлениями сталкивается значительно меньшее количество людей, чем с ситуациями, регу­лируемыми гражданским, семейным, трудовым и др. отраслями права. Опыт советских журналистов в работе над жанрами материа­лов на правовые темы был бы полезен авторам современных пе­чатных СМИ.

3. Важно активнее привлекать юристов к участию в подготовке материалов. Законодательство очень обширно, оно регулирует многие сферы жизни, — и позиция правоведа может придать но­вые оттенки материалу на любую, даже самую абстрактную тему.

4. Сегодня в печатных СМИ материалы с юридической точки зрения проверяют только сотрудники юридических отделов редак­ций. Перед юротделами стоит одна задача: уберечь редакцию от лишних исков. По сути материалы журналистов они не редактиру­ют. Отсюда большое количество юридических ошибок в текстах. Воссоздание при редакциях частных и государственных СМИ юридических советов, аналогичных тем, что существовали в СССР в 1970—1980-х гг., помогло бы избежать ошибок в материалах, углубить статьи по правовой проблематике, повысить правовую культуру журналистов. В этом заинтересованы СМИ, поэтому по­добные мероприятия должны финансировать они сами. Тем не ме­нее власти, декларирующие необходимость борьбы с правовым нигилизмом, могли бы принять в этом процессе некоторое финан­совое и организационное участие. Целесообразно учредить при Министерстве юстиции РФ отдел, занимающийся консультатив­ной работой по вопросам правового просвещения населения.

5. Возвращение к трудам советских ученых Н.Я. Соколова, А.С. Павлова, Н.Н. Кондрашкова, Ю.А. Агешина, А.А. Иванова, Г.М. Яроша и др., посвященным правовой пропаганде, позволило бы существенно обогатить теорию и практику современных рос­сийских СМИ.

Заключение

Одна из задач внутренней политики РФ — формирование граж­данского общества и правового государства. Эта задача не может быть решена без достижения высокого уровня правовой культуры. Единственный способ ее повысить — заниматься правовым про­свещением населения.

Печатные СМИ как субъект формирования правовой культуры занимают особое, очень важное место. Однако на современном этапе мощности СМИ для обозначенных целей используются не­достаточно. Чтобы повысить эффективность газет и журналов на этом поприще необходимо переосмыслить принципиальные под­ходы государства к СМИ как к субъекту формирования правовой культуры. Систематическая работа по правовому просвещению населения через государственные СМИ должна быть основана на соответствующей Концепции, принятой в установленном законом порядке как Постановление Правительства либо Федеральный за­кон. Выработать конкретные решения и подходы поможет опыт правовой пропаганды, успешно осуществлявшийся через газеты и журналы в СССР в 1970—1991 гг.

Правовое просвещение населения через частные СМИ должно быть основано на осознанном ими коммерческом интересе в осве­щении правовой тематики. Государство может стимулировать этот интерес с помощью PR-технологий.

Библиография

Агешин Ю.А. Правовые знания и культура человека. М.: Юрид. лит., 1973.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект-Пресс, 2003.

Гришнова Е.Е. Правовая культура в политическом пространстве совре­менной России. М.: ИИП, 2005.

Зарубина Е.В. О путях повышения правового культуры в России // Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысяче­летий: Тезисы конференции Гуманитарного университета (Екатеринбург, 20—21 мая 1999 г.). Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 1999. Т. 1.

Керимов Д.А., Мицкевич А.В., Шамба Т.М. Организация и эффектив­ность правового воспитания М.: Мысль, 1983.

Киселева Г.А. Взаимодействие правоохранительных органов и област­ной организации общества “Знание” в организации правовой пропаган­ды средствами телевидения, радио, печати // Актуальные проблемы пра­вового воспитания в условиях совершенствования развитого социализма. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции “Актуаль­ные проблемы правового воспитания в условиях совершенствования раз­витого социализма” (26—28 сент. 1984 г.). М., 1985.

Кузьмин В. Закон без лозунгов // РГ. 2008. 30 янв. № 4575.

ПавловА.С. Правовое воспитание — М.: Советская Россия, 1972.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М. : Аспект-Пресс, 2009.

Соколов Н.Я. Организация правовой пропаганды:. М. : Юрид. лит., 1974.


Поступила в редакцию 14.05.2010