Характерные черты современной прессы США

Скачать статью
Калягин Б.А.

кандидат исторических наук, профессор факультета медиакоммуникации Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, г. Москва, Россия

e-mail: bkalyagin@hse.ru

Раздел: Зарубежная журналистика

Работа раскрывает характерные особенности прессы США, ее структуру, типологию, систему регулирования и саморегулирования, перемены, произошедшие в связи с развитием Интернета. В статье рассказывается о сегодняшней ситуации на газетном рынке США, в частности об изменениях в деятельности ведущих американских газет.

Ключевые слова: пресса США, ежедневная газета, типология, саморегулирование

На сегодняшний день Соединенные Штаты Америки занимают ведущее место в информационной сфере. Картина американских средств массовой информации весьма многообразна. Тем не менее у них можно выделить ряд общих характерных черт.

Американская пресса, как печатная, так и электронная, — это прежде всего бизнес и имеет сугубо коммерческий характер. В стра­не нет государственных СМИ, за исключением вещающих только на зарубежные государства, таких как радиостанции «Голос Аме­рики» или «Радио Марти», телестанция «Телевидение Марти». Дей­ствовало в свое время государственное информационное агентство ЮСИА, но и оно могло публиковать материалы лишь за рубежом. Имеются общественное телевидение и радио, но их аудитория очень мала.

Все остальные органы прессы работают на коммерческой основе, их главная цель — извлечение прибыли. Если газета или телестан­ция перестает приносить доходы, она, как правило, закрывается либо продается.

В то же время Соединенные Штаты считают себя государством, где свобода слова, а следовательно, и средств массовой информа­ции является важным условием нормальной жизни общества. Это зафиксировано в первой поправке к конституции США, которая, в частности, гласит: «Конгресс США не будет принимать законы, ограничивающие свободу слова или прессы». Поэтому американ­це ские СМИ позиционируют себя как хранителя норм демократиче­ского государства. Но одновременно это и сила, способная мани­пулировать общественным мнением. Не случайно ее называют «четвертой властью». Как говорят сами американцы, законода­тельная власть следит за исполнительной, судебная — и за той, и за другой, а пресса — за всеми.

Формально деятельность прессы никем практически не регули­руется. Все газеты частные. Для открытия газеты нет необходимо­сти получать лицензию от какого-либо государственного органа. Достаточно иметь для этого желание и деньги. Нет и цензуры. Нет официального «акта тайн», или закона, который предусматривает, что определенные правительственные документы должны дер­жаться в секрете в течение ряда лет, как это, например, имеется в Великобритании. Понятно, что есть секретные материалы, свя­занные с вопросами национальной безопасности, но в целом за­кон о свободном допуске к информации позволяет журналистам получать информацию, которая в другой стране считалась бы не­доступной.

В США нет специального закона о прессе. Отношения с печатью регулируются на основе первой поправки к конституции, которая, как мы уже отметили, предусматривает ее свободу. Но существуют факторы, которые могут ограничивать эту свободу Среди них можно назвать самоцензуру, особенно корпоративную, требования рынка, влияние и нажим на журналистов со стороны владельцев, издателей СМИ. Фактическая цензура может осуществляться в ка­бинете главного редактора газеты или журнала.

Кроме того, существуют несколько примечаний к Первой по­правке, которые позволяют нарушать ее в особых случаях. Правда, при этом американской администрации необходимо предъявлять веские доводы, объяснять, что в каком-то конкретном случае ограни­чение свободы печати необходимо для достижения цели огромной важности, такой, например, как защита национальной безопасности.

Однако даже это далеко не всегда срабатывает. Известный кон­фликт между прессой и администрацией произошел в связи с де­лом о «бумагах Пентагона». Заключалось оно в том, что в 1971 году газета «Нью-Йорк тайме», а за ней и «Вашингтон пост» стали пуб­ликовать документы Пентагона, связанные с войной во Вьетнаме, которые разоблачали агрессивные действия США. Документы эти газеты получили от американского ученого Дэниела Эллсберга, который работал в Государственном департаменте и сам участво­вал в их подготовке, а затем снял с них копии и передал прессе. Находившийся тогда на посту президента США Ричард Никсон был в ярости и говорил своему помощнику по национальной безопас­ности Генри Киссинджеру, что «засадит за решетку сукиного сына». Администрация обратилась в суд, требуя запрета публика­ций. Она мотивировала это тем, что обнародование документов наносит «непосредственный и непоправимый ущерб» государствен­ной безопасности Соединенных Штатов. Но, выслушав аргументы сторон, Верховный суд США решил большинством голосов, что правительство не привело убедительных доводов в пользу издания судебного приказа о запрете публикаций.

Другой известный на весь мир случай противостояния газеты и Белого дома — «уотергейтское дело». Оно возникло, когда во время избирательной кампании по выборам президента США в 1972 году газета «Вашингтон пост» занялась расследованием попытки уста­новить подслушивающие устройства в штаб-квартире Демократи­ческой партии, расположившейся в гостинице «Уотергейт» в Ва­шингтоне. Журналистам удалось выяснить, что нити преступления ведут к руководству Республиканской партии и даже к Белому дому. При этом вскрылись многочисленные нарушения законно­сти, такие как подкуп, лжесвидетельство, угрозы. На руководство газеты было оказано огромное давление со стороны президент­ской администрации, чтобы замять это дело. Но журналисты про­должили расследование. В результате президент США Ричард Никсон, которому угрожал импичмент по обвинению в причаст­ности к Уотергейтскому скандалу, вынужден был в августе 1974 года подать в отставку.

А сегодня сходные события разворачиваются в связи с публика­цией в Интернете агентством Wikileaks секретных документов Го­сударственного департамента США и Пентагона. На сей раз глав­ному виновнику скандальных разоблачений основателю агентства Джулиану Ассанжу угрожают арестом и тюремным заключением и даже смертной казнью.

Тем не менее Первая поправка в значительной степени ограж­дает прессу от посягательств на ее свободу со стороны государства. Однако она не защищает ее от негосударственных ограничений. В США не существует комиссии по делам прессы, уполномочен­ной служить арбитром в спорах с участием представителей СМИ или устанавливать для них правила. Американские средства массовой информации не имеют общенационального влиятельного меха­низма саморегулирования, подобного, скажем, Совету по прессе в Германии. Профессиональные кодексы чести, принимаемые от­дельными журналистскими организациями или отдельными СМИ, не имеют юридической силы. Некоторые крупные газеты вводят в свой штат должность омбудсмена, который должен представлять интересы читателей, и время от времени публикуют его коммента­рии. Так, например, поступает газета «Вашингтон пост». Многие издания помещают на своих страницах письма читателей главному редактору с анализом и критикой некоторых публикаций. Но это, так сказать, «добрая воля» отдельных СМИ, однако общего правила саморегулирования нет. Так что, как мы уже сказали, многое зави­сит от воли хозяина или главного редактора издания.

Американская пресса традиционно ориентирована на местную аудиторию. Большинство газет распространяется в пределах того города или штата, где они издаются. Это объясняется, во-первых, историческими традициями развития газетной печати в стране. Ведь первоначально в Северной Америке существовали 13 отдель­ных британских колоний, в которых издавались свои газеты и журналы, и лишь американская революция объединила их в еди­ное государство. Другая причина заключается в дороговизне до­ставки газет на большие расстояния. И все же главной причиной является, видимо, зависимость газет от местной рекламы. К тому же американского обывателя более всего интересуют новости местного характера.

Фактически лишь одна газета «Ю-Эс-Эй тудэй» создавалась как общенациональная. Общенациональными можно считать также с некоторым допущением газеты «Уолл-Стрит джорнэл» и «Нью-Йорк тайме». Остальные имеют региональный или местный характер.

Тиражи американских газет невелики. Средний тираж ежеднев­ной американской газеты составляет 35 тыс. экземпляров. Тираж свыше 100 тыс. только у 76 ежедневных газет, а свыше 300 тыс. — только у четырнадцати. Вообще, по количеству экземпляров газет на тысячу жителей США отстают от других ведущих западных дер­жав. В США приходится 282 экземпляра газет на тысячу жителей. Эта тенденция еще более усилилась в связи с произошедшим финан­совым кризисом и развитием Интернета. За последние один-два года тиражи американских газет заметно сократились. И основную ответственность за это несет именно развитие Интернета. Практи­чески все американские газеты стали создавать в электронной сети сайты своих изданий с публикацией основных материалов. Пред­полагалось, что эта практика будет способствовать популяризации издания. И так это первоначально и происходило. Но в дальней­шем часть читателей решила, что нет смысла тратить деньги и время на покупку газеты, если с ее содержанием можно ознакомиться бесплатно, не выходя даже из своей квартиры или служебного ка­бинета. Многие газеты вынуждены теперь допускать на свой сайт желающих только за определенную плату.

Тем не менее по количеству выпускаемых периодических изда­ний США по-прежнему занимают ведущее место в мире. В стране выходит примерно 23 тыс. периодических изданий, в том числе 12 тыс. газет и 11 тыс. журналов. Из них ежедневных газет — при­близительно 1450, они выходят общим тиражом 55 млн экземпля­ров. Еженедельных газет насчитывается около 6250.

На первое место по тиражу среди ежедневных газет, по данным на 2010 год, вышла «Уолл-Стрит джорнэл» (2,1 млн экз.), на второе место с первого отступила «Ю-Эс-Эй тудэй» (1,8 млн экз.), третье место занимает «Нью-Йорк тайме» (876,6 тыс. экз.), на четвертом — «Лос-Анджелес тайме» (600,4 тыс. экз.) и на пятом — «Вашингтон пост» (578,5 тыс. экз.). О каждой из этих газет мы расскажем далее более подробно.

Еще одна характерная особенность американской прессы — про­цесс ее монополизации. Сокращается число городов, в которых издаются конкурирующие газеты. Уменьшается и само число еже­дневных газет.

Для процесса концентрации характерна тенденция поглощения монополиями не только отдельных изданий, но и целых издатель­ских компаний. Среди ведущих медиакорпораций практически не осталось объединений, выпускающих однотипную продукцию, в частности только газеты. Как правило, эти компании диверсифи­цированы, то есть заняты выпуском различного рода информаци­онной продукции: издают газеты, журналы, книги, владеют радио и телевизионными станциями, системами кабельного телевидения, бумажными комбинатами, студиями звукозаписи, а также имеют капиталовложения в различных отраслях промышленности.

В настоящее время в США существуют несколько крупных из­дательских корпораций; они, как правило, делятся на в основном газетные и на в основном журнальные. Однако, как мы уже отме­тили, многие из них не специализируются на каком-то одном виде продукции, а издают как газеты, так и журналы, книги, имеют ка­бельные телестанции, радиостанции.

Если брать в основном газетные монополии, то на первом ме­сте стоит «Ганнет компани». Она была создана в 1906 году миллио­нером Фрэнком Ганнетом, сторонником республиканской партии. У него были тесные связи с финансовой группой Морганов. Ныне руководит компанией Крэйг Дюбоу. Ее штаб-квартира первона­чально находилась в городке Рочестер (штат Нью-Йорк), однако сейчас переехала в предместье Вашингтона Тайсонс корнер. В те­чение долгого времени Фрэнк Ганнет, а затем и его преемники по­степенно скупали небольшие независимые газеты в разных частях Америки, образуя из них единую цепочку И сегодня компании принадлежат 82 ежедневные газеты, издающиеся в Соединенных Штатах, и еще 17 в Великобритании. Большинство из них имеют сравнительно небольшие тиражи, но их общий тираж превышает 6 миллионов экземпляров. Это наиболее высокий показатель в американской печати.

Самой известной газетой компании является «Ю-Эс-Эй Тудей», которая с самого начала создавалась как газета общенациональная и имела наибольший тираж, однако в 2010 году уступила первое место «Уолл-Стрит джорнэл». «Ганнет компани» принадлежат так­же 23 телевизионных станций, интернет-издания и служба опроса общественного мнения. Важную для себя сделку компания заклю­чила в 1985 году, купив популярное воскресное приложение «Фэмили Уикли». Оно было переименовано в «Ю-Эс-Эй уикенд» по аналогии с названием главной газеты корпорации и стало ее вос­кресным вариантом. Другой важной сделкой стало и приобретение компании «Ивнинг Ньюс-Ассошиэйшн» с пятью ежедневными га­зетами, основной из которых является «Детройт ньюс». За время деятельности компании ее газеты получили в общей сложности 47 пулитцеровских премий — наиболее уважаемых в американской журналистике. В 1999 году газетные издания «Ганнет компани» приняли свой этический кодекс поведения, принципам которого обязаны следовать.

На втором месте в списке газетных в основном монополий, имеющих наибольший тираж, долгое время находилась компания «Найт-Риддер ньюспейперз инкорпорейтед» (“Knight-Ridder News­papers, Inc.”). Эта корпорация была создана в 1979 году. Она изда­вала 32 ежедневные газеты тиражом свыше 3 млн экземпляров. Наиболее известными из них были «Филадельфия Инкуайер» и «Майами Геральд». Однако в июне 2006 года корпорация была ку­плена значительно меньшей по размеру издательской компанией «МакКлэтчи» (“McClatchy Company”), базирующейся в городе Са­краменто (штат Калифорния), за 6,5 млрд долларов. Это дало по­вод американской прессе заметить саркастически, что «дельфин проглотил кита». В этом же 2006 году новая хозяйка начала рас­продажу части приобретенного имущества. Продано было 12 газет, включая и знаменитую «Филадельфия инкуайер», приобретенную группой инвесторов из Филадельфии. Тем не менее на сегодняшний день у «МакКлэтчи компани» сохраняется 30 ежедневных газет в 15 штатах с общим тиражом 2,3 млн экземпляров.

А на второе место и по тиражу и по капитализации вышла мо­нополия «Трибюн» — Таймс-Миррор компани» (“Tribune—Times Mirror Со”). Она образовалась в результате крупнейшей в истории американской печати сделки, когда в 2000 году компания «Трибюн компани», которой принадлежит известная газета «Чикаго три­бюн», купила за 8,3 млрд долларов газетно-издательский концерн «Таймс-Миррор компани», выпускающий ведущую на западном побережье США газету «Лос-Анджелес тайме».

В результате слияния к компании «Трибюн присоединилась не только «Лос-Анджелес тайме», но и еще шесть газет, включая до­статочно известную «Сан», издающуюся в Балтиморе. Образовав­шаяся медиакорпорация владеет в общей сложности 11 ежеднев­ными газетами, издающимися тиражом 3,5 млн экземпляров, а также 22 телевизионными и 4 радиостанциями, бумажными фа­бриками и даже знаменитой бейсбольной командой «Чикаго кабс». Штаб-квартира «Трибюн», а ныне объединенной корпорации на­ходится в Чикаго (штат Иллинойс).

Из других крупных в основном газетных монополий следует также выделить «Ньюсхауз ньюспейперс», владеющую 26 газетами и несколькими популярными журналами; издательский трест Херста, в который входят 15 ежедневных газет и такие известные журналы, как «Космополитен» (“Cosmopolitan”), «Харпере Базар» ("Harper’s Bazaar”), «Гуд хаускипинг» (“Good Housekeeping”); «Нью-Йорк тайме компани», главным достоянием которой является, понятно, газета «Нью-Йорк Таймс», но в нее входят также весьма известные газеты «Бостон глоб» и «Интернешнл геральд-трибюн»; газетный трест Руперта Мердока, его основные издания — газеты «Уолл-Стрит джорнэл» и «Нью-Йорк Пост», а также журнал телепрограмм «Ти Ви Гайд».

Что касается монополий в основном журнальных, то наиболее известная из них «Тайм инкорпорейтед», входящая в крупнейшую медиа-корпорацию «Тайм Уорнер». Компания владеет шестью ве­дущими журналами, включая «Тайм», «Пипл», «Спорте Иллюстрейтед», «Форчун». Их общий тираж превышает 15 млн экземпляров. Всего же компании принадлежат 150 изданий.

Другая крупная журнальная монополия «Макгроу-Хилл» на­считывает свыше 60 изданий. Она была основана в Нью-Йорке, когда объединились компании, принадлежавшие Джеймсу Макгроу и Джону Хиллу. Эта корпорация стала крупнейшим издателем де­ловых, научных и образовательных журналов, самым известным из которых был «Бизнес». Однако в последнее время он стал прино­сить убытки и в 2009 году был продан одному из крупнейших де­ловых информационных агентств «Блумберг».

Характерно, что основной доход американские газеты получают за счет рекламы. Годовой доход от рекламы более чем в два раза превышает прибыль от продажи и подписки.

Еще несколько особенностей американской прессы. Американ­цы уделяют особое внимание воскресному тиражу газет. Воскрес­ные выпуски обычно больше по объему тех, что издаются в будние дни. Это уже не просто газеты, а целые печатные сборники, в состав которых входят журнальные приложения, альманахи. Так, вос­кресный выпуск газеты «Вашингтон пост» достигает 800 страниц. А рекордный воскресный выпуск, который вышел в свет 7 декабря 1986 года, насчитывал 1152 страницы. Понятно, что прочитать все это практически невозможно. Поэтому читатель обычно выбирает только те разделы, которые представляют для него интерес, а про­чее просто выбрасывает.

В США наблюдается сокращение вечерней прессы, некогда очень популярной. Если в 1950 году из 1772 ежедневных газет 1450 были вечерними, то есть составляли почти 80%, то в 2000 году из 1480 еже­дневных газет вечерних насчитывалось 766, то есть примерно 50%. Объясняется это тем, что в наши дни, приходя домой вечером по­сле работы, американцы обычно тянутся либо к пульту телевизора, либо к мышке компьютера. Последние новости узнаются по телеви­дению или из компьютерной сети. И этот процесс будет наверняка развиваться.

Еще одна характерная черта американской прессы — существо­вание пресс-синдикатов. Это частные агентства, которые специа­лизируются на выпуске отдельных газетных полос или разделов. Они могут быть посвящены женской тематике, спорту, познава­тельным или развлекательным материалам, комиксам и т.п. Мно­гие издания охотно покупают эти отдельные полосы.

В США популярны бесплатные газеты, существующие только за счет рекламы. В стране насчитывается около трех с половиной тысяч таких изданий.

Все более усиливается связь американских газет с Интернетом. Как мы уже отмечали, практически все основные газеты имеют в сети свои сайты. Они издаются как в бумажном, так и в электрон­ном виде, поскольку владельцы считают, что это способствует их популяризации. И действительно, количество посещений сайтов ведущих газет обычно намного превышает их тираж. При этом ти­ражи, как мы объясняли, заметно падают. Некоторые газеты вооб­ще перешли на издание в Интернете. Такая история произошла, например, с известной газетой «Крисчен сайенс монитор». Из-за финансовых трудностей она перешла на еженедельный формат, однако усиленно развивает при этом свое ежедневное интернет-издание. Уже сейчас его посещают 5 млн человек, и перед редак­цией поставлена задача увеличить это число до 25 млн. А бумаж­ный вариант газеты печатается только по субботам. Похоже, что такая тенденция со временем будет только возрастать.

Ряд газет установили связь не только со всемирной паутиной, но и с мобильными телефонами. По этому пути пошла, например, «Уолл-Стрит джорнэл». В ноябре 2004 года редакция газеты объяви­ла, что желающие могут получать материалы сайта газеты на свои мобильные телефоны. Наверняка это направление будут исполь­зовать и другие издания.

Еще одна важная черта американской прессы, впрочем, не толь­ко американской, заключается в том, что большинство и редакто­ров и журналистов согласны с тем, что необходимо разделять но­вости и их комментирование. Начинающих журналистов учат, что мнение редакции о произошедших событиях должно, как правило, располагаться на редакторской странице. Большинство читателей так же, как и зрителей телевидения, предпочитают объективные материалы, которые не навязывают ту или иную точку зрения. По­этому порой трудно установить, какую партию — демократиче­скую или республиканскую — поддерживает газета. Качественные издания стремятся объективно, весьма взвешенно подавать ново­сти, особенно в период избирательных кампаний, чтобы их не об­винили в поддержке того или иного кандидата. Пожалуй, исклю­чением стала избирательная кампания по выборам президента 2008 года, когда некоторые издания открыто заявили о поддержке Барака Обамы. Среди них оказалась, например, газета «Jloc-Анджелес тайме», которая ранее занимала во время выборов нейтраль­ную позицию. В то же время откровенно заявляет о поддержке ре­спубликанской партии и ее кандидатов телекомпания «Фоксн».

Рассмотрим наиболее известные американские газеты.

«Ю-Эс-Эй тудей» — крупнейшая общенациональная ежеднев­ная газета, издаваемая компанией «Ганнет компани». Основана в 1982 году. Имела наибольший тираж среди американских газет, в среднем около 2,3 млн экземпляров. Среди англоязычных широ­кополосных ежедневных газет занимала по тиражу второе место в мире после индийской «Таймс оф Индиа». Однако за последний год продажа газеты сократилась до 1,8 млн экземпляров. Распро­страняется во всех 50 штатах США, в федеральном округе Колум­бия, в американских владениях — Пуэрто-Рико, на острове Гуам, а также в Канаде и Великобритании.

Издание печатается в цвете, помещает много фотоиллюстраций, графиков, схем, таблиц. Его называют поэтому телевизионной га­зетой. Оно представляет яркий образец инфографии. Заметно от­личается от других американских газет, которые в этом смысле вы­глядят более блекло. Использует так называемый «гулливеровский» шрифт для заголовков, то есть печатает их аршинными буквами.

«Ю-Эс-Эй тудей» часто участвует в проведении национальных опросов населения по важным проблемам. Другой ее отличительной чертой стала редакционная колонка, которая отражает не только взгляд редакции на ту или иную проблему, но и точку зрения оппо­нента, защищающего иное мнение. Она так и называется — «Наше мнение — противоположное мнение» (“Our view—opposing view”).

В то же время газета рассчитана на американского обывателя. Материалы короткие, написаны простым языком, который дол­жен понять средний американец. Принцип газеты состоит в том, чтобы предоставлять максимальное количество новостей при ми­нимальном комментировании. Как правило, в заметке должно быть не более 10 предложений. Исключение делается только для четырех материалов, включая редакционную статью, которая по­мещается на первой полосе с переносом на следующую.

Размер газеты 40—50 страниц. В ней насчитывается четыре раз­дела: «Новости», «Деньги» (имеются в виду все материалы на эко­номическую, финансовую тему), «Спорт» и «Жизнь» (имеются в виду светская жизнь, обзоры кинофильмов и телепрограмм). Могут быть еще приложения, рассказывающие о путешествиях.

Каждый раздел определяется своим цветом в верхнем левом углу страницы. «Новости» — синим, «Деньги» — зеленым, «Спорт» — красным, «Жизнь» — фиолетовым. Если есть дополнительный раздел, то его цвет оранжевый.

В последнее время проводились кампании по внедрению газеты в жизнь людей, которые проводят много времени в командиров­ках. Было проведено стимулирование распространения газеты в аэропортах, гостиницах, на борту самолетов. Газета стала одним из первых изданий, использовавших спутниковую передачу инфор­мации для пересылки готового макета газеты в редакции, находя­щиеся в различных городах. Эта инновация позволила включать в каждый номер самые свежие новости.

Стоимость газеты была увеличена в 2006 года с 50 центов до одного доллара. Правда, в некоторых гостиницах и аэропортах из­дание распространяют бесплатно. Газета выходит по будням. По выходным читатели получают ее воскресный вариант «Ю-Эс-Эй уикенд». Штаб-квартира издания находится в предместье Вашинг­тона, городке Маклин (штат Вирджиния).

В марте 2004 года вокруг газеты разразился скандал, связанный с тем, что ее известный корреспондент Джэк Келли, номинант Пулитцеровской премии, фабриковал свои истории. Газете пришлось извиниться перед читателями. Джэк Келли был уволен.

Одна из старейших и самых престижных газет США «Нью-Йорк тайме» издается одноименной компанией, которая выпускает так­же 18 других газет, включая такие известные, как «Интернешнл геральд-трибюн» и «Бостон глоб». Председатель компании Артур Оке Сульцбергер-младший, семья которого контролирует издание более столетия.

А основали газету в 1851 году политик и журналист Генри Рэй­монд совместно с банкиром Джорджем Джонсом. Но настоящее развитие она получила, когда ее приобрел выходец из Баварии Адольф Оке в 1896 году Он тогда решил противопоставить засилью скандальных газет и журналов серьезное и пользующееся довери­ем издание, на которое могли бы ссылаться не только в США, но и за рубежом и которое бы объективно комментировало основные события внутренней и международной жизни. Он же придумал ло­зунг газеты — «Все новости, достойные опубликования» (All the News That’s Fit to Print), который по сей день помещается в левом верхнем углу первой страницы каждого номера.

«Нью-Йорк тайме» пользуется репутацией респектабельной га­зеты, избегающей сенсационности и отвечающей за достоверность публикуемых на ее страницах материалов. Редакция стремится пуб­ликовать информацию обо всех основных событиях, происходящих в стране и за рубежом, и непредвзято комментировать их. Газета лидирует по числу пулитцеровских премий, которые считаются в США высшим признанием журналистских заслуг. Их на 2010 год насчитывалось уже 106 — значительно больше, чем у любой другой американской газеты. При этом в 2007 году журналисты «Нью-Йорк тайме» получили сразу семь пулитцеровских премий — это также абсолютный рекорд американской журналистики. Стать сотруд­ником газеты — мечта почти любого начинающего американского журналиста. Во-первых, это престижно. Во-вторых, он сможет ра­ботать рядом с ведущими журналистами, публицистами и полито­логами страны. Наконец, перед ним будут раскрываться многие двери, которые остаются закрытыми для представителей других органов прессы.

«Нью-Йорк тайме» — это не просто газета, подчеркивают ее из­датели в рекламной брошюре, а совокупность публикаций. Это не просто информационные полосы, в которых сообщается о между­народных и внутренних событиях, а также о новостях культурной и городской жизни. Это и специализированные журналы внутри газеты, ежедневные и еженедельные репортажи о деловой актив­ности и финансах, подборки критических высказываний и мне­ний. Действительно, газета публикует ежедневные и еженедельные тематические разделы, такие как «Городской репортаж», «Деловой день», «Наука» «Мир за неделю». В газете всего насчитывается примерно 18 тематических секций, которые объединяются по трем основным направлениям: «Новости», «Мнение» и «Фичерс».

При этом до недавнего времени газета имела достаточно пури­танскую внешность. Первое цветное фото появилось на ее страни­цах только в 1997 году. За скромный вид ее прозвали даже «седая леди». Но время потребовало изменений. Кроме введения цвета пришлось уменьшить ширину полосы газеты с 13,5 дюймов до 12 (то есть 30 см), сократить число колонок на полосе с 8 до 6. Такая структура полосы стала сейчас американским стандартом.

Нынешний председатель компании «Нью-Йорк тайме» Артур Оке Сульцбергер-младший решил внести и другие изменения в га­зету, в частности адресовать «Нью-Йорк тайме» не только людям состоятельным, с высшим образованием, но и привлекать разные слои общества. Однако из-за финансового кризиса это не вполне удается. Ежедневный тираж газеты уменьшился до 876 тыс. экземпля­ров (а был еще недавно 1,1 млн), но тираж воскресного выпуска достигает 1 млн 350 тыс. экземпляров. Стоит газета в пределах Нью-Йорка 2 доллара, воскресный номер — 5 долларов. Объем газеты в будние дни — 90—100 страниц, в воскресные — до 660.

В редакции трудятся 350 журналистов и 40 фотографов. Сотруд­ники держат на столах словарный и стилистический справочники. Там перечислены репортерские запреты. Нельзя, например, ис­пользовать бранные слова и допускать грубости.

Помимо нью-йоркской редакции у газеты имеются 16 бюро в штате Нью-Йорк, 11 национальных бюро в других городах США и 26 иностранных бюро, включая корпункт в Москве, где постоянно работают два корреспондента. Многочисленный штат репортеров, зарубежных корреспондентов позволяет почти не использовать со­общения информационных агентств.

Сайт газеты в Интернете один из самых популярных, его посе­щают более 14 млн человек в месяц. До последнего времени им можно было пользоваться бесплатно. Однако решено, что с января 2011 года регулярные посетители сайта газеты, которые не являются подписчиками ее бумажного формата, должны будут за это платить. Подчеркивается, правда, что это правило касается лишь регулярных посетителей.

С 2008 года бюро газеты в Москве открыло свой сайт, где поме­щаются отдельные материалы «Нью-Йорк Таймс», переведенные на русский язык, которые касаются ситуации в России. В то же время отдельные, наиболее любопытные высказывания россий­ских посетителей сайта переводятся на английский и направляются для использования на американском сайте издания.

Даже у такой авторитетной и респектабельной газеты случаются скандальные истории. Одна из них произошла в 2003 году, когда выяснилось, что молодой журналист Джейсон Блэр публиковал в «Нью-Йорк тайме» фальшивые материалы. Началось дело с за­проса из провинциальной газеты «Сан-Антонио экспресс-ньюс», которая благодарила «Нью-Йорк тайме» за перепечатку своей за­метки о судьбе жены солдата, пропавшего без вести во время ирак­ской кампании, но просила при этом выплатить причитающийся гонорар ее автору. Однако заметка эта была представлена Блэром как его собственная. Началась проверка. Выяснилось, что большин­ство из 673 материалов, опубликованных им в газете, были либо вымышлены, либо переписаны из других изданий. Этот случай был назван «самым большим пятном позора за полуторавековую историю газеты». Пришлось увольняться не только Блэру (который при этом обвинил руководство газеты в расизме, он был черноко­жим), но и главному редактору, который ему покровительствовал. Новым главным редактором был назначен Билл Келлер, ранее возглавлявший московское бюро газеты.

Ну и, наконец, последняя скандальная история произошла со­всем недавно — 13 ноября 2008 года появился номер «Нью-Йорк тайме», который совершенно ошарашил своих читателей. Его за­головки гласили: «Война в Ираке закончена», «Кондолиза Райс приносит извинения», «Против Джорджа Буша возбуждено уго­ловное дело», «Исполнены обещания Барака Обамы». Газета вы­глядела абсолютно, как настоящая. Выпущена она была тиражом в 2 млн экземпляров, но оказалась, естественно, фальшивкой. Кто стоял за этим делом, так до конца и не выяснили. Впрочем, осо­бенно и не старались. Событие произошло уже после проведения президентских выборов, так что на их результаты оказать влияние не могло. Историю сочли просто дурной шуткой.

Другая всемирно известная американская газета — столичная «Вашингтон пост» утверждает в своем проспекте, что она руковод­ствуется правилами, которые установил еще в 30-х годах прошлого века тогдашний владелец издания Юджин Мейер, ставший впо­следствии первым президентом Всемирного банка реконструкции и развития. Они, в частности, гласят, что газета должна служить интересам читателей и общества в целом, а не личным интересам владельца; должна отражать главные события в стране и за рубе­жом; писать правду, насколько ее можно установить; соблюдать нормы пристойности, обязательные для джентльмена.

В дальнейшем у руля газеты стала дочь Мейера Кэтрин Грэм. Ее называли Екатериной Великой. Своим личным другом ее считали президенты США Линдон Джонсон и Рональд Рейган, канцлер ФРГ Вилли Брандт. Ей удалось добиться крупных финансовых успехов. За годы ее правления доходы компании значительно вы­росли. Именно при ней «Вашингтон пост» раскрутила знаменитое «Уотергейтское дело», расследованием которого занимались моло­дые журналисты Боб Вудворд и Карл Бернстайн. Администрация Никсона оказала огромное давление на владелицу газеты, настаи­вая, чтобы она уняла своих репортеров. Но Кэтрин Грэм проявила принципиальность. С помощью газеты дело получило самую ши­рокую огласку. Началось юридическое следствие, установившее состав преступления. Сам Ричард Никсон под угрозой импичмен­та вынужден был оставить президентский пост и подал в отставку. От тюрьмы его спасло только личное вмешательство пришедшего ему на смену президента Джеральда Форда, который специальным указом освободил его от судебного преследования. Менее повезло некоторым его помощникам, занимавшим высокие посты в администрации, — они оказались за решеткой. А Боб Вудворд и Карл Бернстайн получили пул итцеровс кую премию.

«Вашингтон пост», как и «Нью-Йорк тайме», славится своими журналистами. По данным на 2009 год, они получили 47 пулитцеровских премий. По этой мерке они на втором месте после «Нью-Йорк тайме». У них также второй результат по числу полученных пулитцеровских премий за один год. В 2008 году им присудили сразу 6 премий.

Самая известная деловая газета Соединенных Штатов «Уолл­стрит джорнэл» издается в Нью-Йорке компанией «Доу Джонс энд Компани» (Dow Jones & Company) с 1889 года. Ныне и газета, и компания принадлежат корпорации «Ньюс корпорейшн», владелец которой один из крупнейших медиамагнатов мира — Руперт Мэрдок. Свое название газета получила по имени знаменитой улочки, ставшее синонимом финансового могущества США. На ней нахо­дятся знаменитая американская фондовая биржа и конторы круп­нейших банков.

«Уолл-стрит джорнэл» стала единственной качественной газетой в США, которой удалось сохранить свой высокий тираж, несмотря на финансовый кризис и наступление Интернета. За время суще­ствования издания его журналисты получили 33 пулитцеровские премии. «Уолл-стрит джорнэл» имеет крупный платный сайт в Ин­тернете, у которого, по данным на 2009 год, было более миллиона подписчиков. В ноябре 2004 года руководство газеты объявило, что желающие могут получать материалы ее сайта на свои мобиль­ные телефоны и таким образом иметь сиюминутный доступ к по­следним финансовым новостям. Некоторые материалы газеты до­ступны на ее сайте бесплатно, в частности те, которые получили пулитцеровские премии. Бесплатно могут пользоваться сайтом также подписчики издания.

Газета всегда была консервативного толка, не только по содер­жанию, но и по оформлению. В частности, ее характерной особен­ностью было то, что газета предпочитала помещать не фотографии людей, а их нарисованные портреты. Однако с конца 90-х гг. на­чались перемены, вызванные ухудшением финансового положе­ния. С 2006 года впервые рекламные объявления стали появляться на первой странице. В 2007 году уменьшился размер издания в ширину с 15 дюймов до 12. На страницах газеты стали появляться не только нарисованные портреты, но и цветные фотографии и таблицы.

Тем не менее в 2007 году газета была продана Руперту Мэрдоку, несмотря на протесты ее сотрудников. Медиамагнат предложил по 60 долларов за акцию издания при их рыночной стоимости 33 дол­лара. В результате акционеры не смогли устоять и согласились на сделку, которая обошлась Мэрдоку в 5 млрд долларов. Газета вошла в состав его корпорации «Ньюс корпорейшн». Часть журналистов покинула издание в знак протеста, хотя Мэрдок пообещал, что га­зета сохранит независимость своей редакционной политики. Он заявил, что любое вмешательство в нее нанесет ущерб доверию, которое существует между газетой и ее читателями. Впрочем, как отмечают наблюдатели, Мэрдок в прошлом не раз нарушал подоб­ные обещания.

«Уолл-стрит джорнэл» распространяется не только в Соединен­ных Штатах, но и за их пределами. Основной конкурент газеты за рубежом — британская «Файненшл тайме».

Самая крупная и известная газета на западном побережье США «Лос-Анджелес тайме» (“Los Angeles Times”). Она занимает чет­вертое место по тиражу среди американских газет. Направленность издания консервативная. Основана газета в 1881 году За время дея­тельности ее журналисты получили 37 пулитцеровских премий. При этом в 2004 году им досталось сразу 5 премий.

На протяжении своей истории газета стремилась походить на «Нью-Йорк тайме», быть столь же респектабельной, непредвзято отражать основные события как внутренней, так и международной жизни. Но в середине 90-х годов прошлого века тираж газеты на­чал уменьшаться. В результате компания «Таймс-Миррор», в кото­рую входила «Лос-Анджелес тайме», как мы уже отмечали, была продана издательской группе «Чикаго трибюн».

После слияния начались увольнения. Сокращено было сразу 200 человек во главе с главным редактором. На этот пост был на­значен Дин Бакет, который стал первым афроамериканцем, заняв­шим столь высокое в американской журналистике положение. При нем газета получила сразу несколько пулитцеровских премий. Но и Бакета заменили. В июле 2008 года появилось сообщение, что в редакции планируются дальнейшие сокращения, а число стра­ниц газеты уменьшится на 15%. Нынешний тираж газеты состав­ляет чуть больше 600 тыс. экземпляров, а ее воскресный выпуск немного превышает один миллион.

И в заключение хотелось бы привести шутливые высказывания самих американцев о читателях своих ведущих газет.

— «Уолл-стрит джорнэл» читают люди, которые считают, что именно они управляют страной.

— «Нью-Йорк тайме» читают люди, которые думают, что они должны управлять страной.

— «Ю-Эс-Эй тудэй» читают люди, которые считают, что управ­лять страной их обязанность, но которые не понимают, что пишут в «Нью-Йорк тайме».

— «Нью-Йорк дейли ньюс»» читают люди, которые не имеют представления о том, кто управляет страной (газета представляет «бульварную» прессу).

— «Лос-Анджелес тайме» читают люди, которые уверены, что они не могут управлять страной только потому, что для этого у них нет свободного времени (в городе расположены крупнейшие ки­ностудии Голливуда).

— «Майями геральд» читают люди, которые хотят управлять другой страной (значительную часть населения Майями составля­ют кубинские эмигранты).


Поступила в редакцию 10.11.2011


Библиография: