Империя Мердока теряет свои активы

Скачать статью
Засурский Я.Н.

профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой истории зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: yzassoursky@gmail.com

Раздел: Колонка редактора

---

Ключевые слова: Мердок, активы, колонка редактора

Скандал, который начался после закрытия газеты «Ньюс оф зе Ворлд», приведший к аресту ряда журналистов английского издания, продолжается и приобретает все более острую форму.

Одну из нью-йорских газет Мердока, которую считают особен­но важным изданием для Мердока, приходится сейчас за­крыть. Речь идет о газете «Нью-Йорк пост», созданной в 1808 г., которая была одной из самых активных лондонских массовых газет. Она отличалась остротой критики и разоблачительными материалами. Теперь она закрывается из-за финансовых труд­ностей, и это дает повод снова вернуться к судьбе империи Мердока, который, чтобы сосредоточиться на своем телеви­зионном секторе, вынужден снова сокращать масштаб своих владений. В этом смысле закрытие газеты «Нью-Йорк пост» очень болезненно для него.

Эта газета имеет очень славную и обширную историю. С на­чала XIX в. в ней печатались выдающиеся журналисты, одним из издателей был знаменитый американский поэт Уильям Ка­лен Брайенд. Это была ежедневная утренняя массовая газета, которая выполняла в империи Мердока важную роль — под­держивала репутацию массового издания в Америке.

Сегодня речь идет о закрытии этой газеты — империя Мер­дока в Нью-Йорке сокращает свои действия и теряет один из старейших и известнейших нью-йоркских активов. Газета «Нью- Йорк пост» отличалась остротой критики и живостью своих материалов. Она была одной из самых популярных нью-йорк- ских газет в XIX в., задолго до создания «Нью-Йорк тайме», «Нью-Йорк геральд», «Нью-Йорк трибьюн». Она занимала по­четные позиции среди американских газет как издание либе­ральное, тесно связанное с аболиционистским движением, с борьбой против рабства негров, с выступлениями против южных плантаторов и рабовладельцев. Сегодня из-за финан­совых испытаний империя Мердока вынуждена сократить свою деятельность на американском континенте.

Английские газеты пишут о том, что Мердок вынужден отка­заться от своей «любимой игрушки», как называют газету «Нью-Йорк пост» английские журналисты. Все это создает в Нью-Йорке известный вакуум в издательском деле, посколь­ку с закрытием «Нью-Йорк пост» город теряет качественную утреннюю газету. Газета, которая начала свою деятельность в XIX в. и была куплена Мердоком в 1976 г., вынуждена за­крыться из-за финансовых трудностей, которые обострились после выяснения тех нарушений, которые совершила компа­ния Мердока. Эти нарушения привели к тому, что сегодня у Мердока нет денег на издание этой газеты.

Приходится процитировать газету «Гардиан», которая напо­минает о том, что «Нью-Йорк пост» был важен для Мердока тем, что давал ему в руки оружие для поддержки его полити­ческих амбиций в Северной Америке, в Соединенных Штатах. Именно с помощью этой газеты он поддерживал кандидата на пост мэра Нью Йорка Эда Коха, и сам стал наиболее активным издателем Соединенных Штатов. Теперь этот издатель, кото­рого больше всех боялись в США, должен уйти из печатного бизнеса. Его разоблачительные статьи сегодня остаются частью истории активной и волевой нью-йоркской журнали­стики. Как пишет газета «Гардиан», это был как раз тот страте­гический центр империи Мердока, который представлял его власть в Соединенных Штатах. Результатом этого влияния стало избрание Эдца Коха мэром, а Мердока сделало самым мощным обличителем среди нью-йоркских издателей. Его, как пишет «Гардиан», боялись больше всех в стране. Конечно, это было не сейчас, а несколько лет тому назад, но тем не менее, эта газета, являющая собой образец бульварной журналисти­ки, была полубеззаконной, никого не уважающей, а иногда и веселой частью политики Мердока, которую «Гардиан» назы­вает политикой «кнута и пряника», или по-английски «морков­ки и палки». «Морковки» были в виде попыток поддерживать беззаконие в Нью-Йорке близких к Мердоку журналистов, и бить «палкой» тех противников Мердока, которых он пытался обвинить во всех возможных грехах.

Теперь эта газета уходит. Вместо нее Мердок собирается создать новую газету, которая будет опираться на огромную субсидию в несколько миллионов долларов от компаний, за­нимающихся развлечениями, — попросту, от телевизионных компаний. Это деньги, которые будут течь, как вложения в дей­ствия Мердока и его сторонников в защиту их интересов.

Мердоку принадлежит сейчас и газета «Уолл стрит джор- нал», а вместе с ней больше 70 газет в Австралии. Кроме того, бульварная «Сан», солидная «Таймс», лондонская «Сандэй тайме» — все будут нуждаться в том, чтобы добиться финан­сового благополучия и стать самыми прибыльными частями новой компании. За это будет идти острая борьба. Однако се­годня, пишет «Гардиан», нет такого сценария, который помог бы «Посту», который, даже при сокращении денежных влива­ний, стал бы терять еще больше. Сам Мердок после покупки газеты «Уолл стрит джорнал» в 2008 г. вынужден был несколько дистанцироваться от «Нью-Йорк пост», — а это сделало газету все более склеротичной. В газете было много стареющих лю­дей. Редактор Колл Алан — австралиец, старой мердоковской школы, — как отмечает газета, — пытается уйти. Когда-то его самый опасный автор колонки сплетен добивался успехов в Лос-Анджелесе. Была и колонка по разбору печатных изданий.

Смертельный удар в Лондоне был нанесен «Нью-Йорк пост» из-за разоблачения связей журналистов с полицией города Нью-Йорка, которой Мердок платил за услуги. Журналист «Уолл стрит джорнал» Роберт Томпсон, который будет главным редактором и главным менеджером новой газетной компании, открыто презрительно отзывался о «ковбойской» атмосфере «Нью-Йорк пост».

Сейчас издателем газеты стал Джесс Анджело, один из ближайших друзей сына Мердока и его поверенный в семей­ных делах. Анджело, отец которого считается важнейшим ин­вестором компании «Трибьют», которая владеет «Лос-Андже- лес Таймс» и которую Мердок хотел бы купить. В свое время он был вторым номером в редакции «Пост», и ему давно обе­щали пост номер один после отставки Аллана. Вместо этого он стремился уйти из «Поста» — его отодвинули в новый про­ект Мердока — в газету для планшетника «Дэйли». Но этот за­мысел Мердока провалился, — Анджело вернули в «Пост», где, по всем отзывам, он содержится в ожидании высокой должно­сти в новой газетной компании. О его влиянии на Мердока свидетельствует и то, что он был почетным гостем на празд­новании 82-й годовщины со дня рождения Мердока.

Сегодня рейтинги газеты «Нью-Йорк пост» упали. Планшет­ная газета «Дэйли» считается в мире таблоидов изданием, вы­ступающим в роли одного из адептом мира слухов, преступ­лений и политиканства. Все, о чем бы ни писали в связи с газетой «Нью-Йорк пост», — реклама, тираж, сотрудники, — все сокращается. Сегодня стратегия направлена на то, чтобы старик Мердок признал, что газета «Пост» закрыта.

Сегодня трудно представить, как будет проходить борьба за пост мэра Нью-Йорка без газеты «Нью-Йорк пост». Это все говорит о том, что маневрирование Мердока ограничено как собственными финансовыми ресурсами, так и утратой сто­ронников и друзей среди издателей и политических деятелей.