Израиль в условиях современных информационных вызовов

Скачать статью
Быков А.Ю.

кандидат политических наук, доцент кафедры международной журналистики, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт- Петербург, Россия

e-mail: a.y.bykov@spbu.ru

Раздел: Критика и библиография

Рецензия на коллективную монографию «Израиль снаружи и изнутри: израильская политика и «враждебные» СМИ / под ред. Д. Стровского, Н. Давидович, Э. Левина. Ньюкасл-апон-Тайн, 2019. 279 с.

Ключевые слова: Ближний Восток, Израиль, палестино-израильский конфликт, геополитика, СМИ, медиаполитика
DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2019.202207

Представляемая книга акцентирует внимание на том, как воспринимается современная израильская политика зарубежными средствами массовой информации. Само ее название свидетельствует о проблемном характере повествования, при этом издание представляет как научный, так и попросту познавательный, житейский интерес.

Информационная политика зарубежных СМИ в отношении Израиля, вопросы о доверии к этой стране в современном мире - традиционно болезненная тема для израильского общества. В мировом информационном пространстве Израиль нередко воспринимается весьма критично (что и подтверждается названием книги). В сознании значительной по численности аудитории эта страна представляет собой политического актора, торпедирующего какие-либо переговоры и одновременно выступающего инициатором многолетней дискриминационной политики по отношению к Палестинской автономии, игнорирующего интересы арабского мира.

Реальность, конечно, намного сложнее столь упрощенного подхода. Эта проблемность предопределена долгим процессом формирования ближневосточной истории, культуры и социальнополитических отношений. Попытка разобраться в перипетиях сложившейся ситуации и обратить внимательный исследовательский взгляд на политику СМИ в различных странах является чрезвычайно ценной для всестороннего понимания нынешних политических условий, в которых существует Израиль. Дополнительные пояснения к данному тезису могут показаться излишними, однако хотелось бы заметить, что содержательная направленность освещения международной тематики в национальных медиа достаточно часто отражает интересы политической и деловой элиты страны. В силу этого результатом подобного рода исследований обычно становятся небезынтересные наблюдения за внешнеполитическими установками государств, спецификой информационной политики, сопряженностью политических событий и медиапрактики.

К настоящему времени издано немало научных трудов, исследующих различные приоритеты израильской политики. Однако вопрос о роли массмедиа в ее освещении раскрыт пока явно недостаточно. Осмелимся предположить, что это отчасти объясняется и нехваткой израильских экспертов, склонных к проведению контент-анализа массовой информации (не в последнюю очередь по причине крайне ограниченного числа школ массовой коммуникации, существующих в этой стране).

Научными редакторами представляемой книги выступили преподаватели и научные сотрудники Ариэльского университета Дмитрий Стровский, Нитца Давидович и Эйяль Левин, объединившие вокруг предложенной темы экспертов из шести стран (Израиля, России, Швеции, Турции, Индии и Польши). Мне особенно приятно отметить, что едва ли не самым активным в реализации данного исследовательского проекта стал профессор, доктор политических наук Дмитрий Леонидович Стровский, с которым мы более десяти лет проработали на кафедре истории журналистики Уральского федерального университета (Екатеринбург) и ранее сотрудничали в рамках различных журналистских проектов. На протяжении многих лет он занимался изучением истории и современного развития российских СМИ. Переехав в Израиль и начав научную деятельность в одном из его вузов, Д. Л. Стровский обратился к исследованию социально-политического своеобразия новой для себя страны, к осмыслению вопросов отражения происходящих процессов в массмедиа различных государств. Он же стал автором обширного предисловия, в котором обозначены теоретические и методологические аспекты проблематики, раскрываемой в самой монографии.

Отличительной особенностью предисловия является то, что оно стало воплощением научного и публицистического стилей, сочетание которых позволяет привлечь дополнительное внимание к предлагаемой проблематике. Д. Л. Стровский излагает мысли с чувством личного беспокойства по поводу судьбы современного Израиля, который, как замечает автор, на протяжении длительного времени ощущает угрозы со стороны многих акторов мирового информационного пространства. Эта заметная эмоциональность, присущая изложению теоретического материала, создает дополнительный фон для осознания тех вызовов, о которых идет речь в коллективной монографии.

Автор предисловия задается вопросом, почему израильское государство оказывается не в состоянии защитить свои информационные интересы. Одной из причин этого может быть сохраняющийся технократический характер нынешнего развития этой страны. В центре внимания здесь по-прежнему оказывается продвижение различных наукоемких технологий, на фоне которых гуманитарная наука вообще и теория массовой информации в частности не получают равных возможностей.

На эту проблему обращают внимание авторы статей - зарубежные исследователи, привлеченные к работе над книгой. Они, к слову, анализируют не только оперативную медийную информацию, которая передается в той или иной стране по поводу Израиля, но и особенности художественного, аналитического вещания, транслируемого средствами информации. Характерным примером этого является один из телесериалов турецкого телевидения, раскрывающий особенности взаимоотношений между турками и евреями еще в XIX в. (анализируемый профессором Стамбульского университета В. Батмазом). Представленный материал дает возможности понять истоки стереотипного мышления, распространенного в Турции в отношении современного Израиля, и на этом основании оценить всю сложность проблемы.

Вместе с тем в монографии уделяется немало внимания современной медийной информации. На общем фоне очень познавательным выглядит материал, представленный польским исследователем М. Казмирчаком. Он анализирует то, как Израиль представлен в различных сообщениях, транслируемых в Интернете (и, в частности, на Facebook). Общий вывод, сделанный исследователем на основе обширной информации, сводится к тому, что негативное восприятие Израиля явно заслоняет позитивные и нейтральные оценки.

Очень неоднозначно выглядит Израиль и в российских СМИ, детально проанализированных исследователями Санкт-Петербургского университета Д. Гаврой, Е. Быковой и А. Смоляровой, а также Е. Гориной из Уральского федерального университета. Заметная ангажированность информации на тему Израиля присутствует и в повседневной практике Британской радиовещательной корпорации (Би-Би-Си), о чем подробно пишет исследователь Упсальского университета (Швеция) Г. Саймонс. Еще большую неприязнь к Израилю демонстрирует палестинская пресса, сформировавшая свою однозначную политическую позицию много десятилетий назад и с тех пор не изменившая своим идейным ориентирам, о чем пишут исследователи Ариэльского университета (Израиль) Д. Стровский и Р. Шляйфер. Даже русскоязычная пресса в самом Израиле не избежала упрощенности содержательного подхода (статья В. Кузьмина и А. Антошина). На общем фоне лишь СМИ Индии сохраняют определенную сдержанность позиции по отношению к Израилю, что отмечает Т. Рэй, однако и здесь становится заметной политическая ангажированность информации.

В условиях такого информационного восприятия и самому Израилю приходится нелегко в отстаивании на международной арене своих решений. Впрочем, как отмечает в статье один из редакторов книги Э. Левин, это зачастую определяется противоречивостью тактических ходов и со стороны самого Израиля, в котором по-прежнему соединены большое число самых разнообразных политических интересов. Именно этим определяется затрудненность формирования единого кода информационной стратегии, что отчетливо прослеживается сегодня. Хотя, опираясь на исторические факты, можно заметить, что сразу после появления Израиля на географической карте мира ситуация была несколько иной: со стороны этого государства велась открытая борьба за признание на мировой арене, в том числе и в информационной сфере, власти настойчиво добивались своей правоты.

Разумеется, любая научная книга, анализирующая особенности современной израильской политики, не может выглядеть как полностью законченный труд. Это предопределяется ходом самой политики, неоднозначность которой, кажется, стала своеобразным брендом развития Израиля на все времена. Вместе с тем нельзя не признать, что данное исследование роли СМИ в освещении современной израильской жизни оказалось вполне основательным и продуктивным. Ему присуща ярко выраженная полемичность, что усиливает общий интерес к исследованию.

Завершая представление книги, хотелось бы оговориться, что проблема адекватности и эффективности информационной политики государства, к которой обращаются авторы сборника и осмысление которой стало его своеобразным лейтмотивом, в настоящее время является чрезвычайно актуальной и представляет интерес не только для Израиля. Всякая страна, испытав необходимость в отстаивании своих интересов на международной арене и заботясь о собственном имидже, оказывается погруженной в аналогичный комплекс вопросов: Китай, США, Германия... Список будет весьма большим, и к данной группе примкнут не только государства, которые традиционно закладывают в свои бюджеты большие суммы на продвижение имиджа страны на международной арене, но и те, кто вынужден вырабатывать определенные стратегии в условиях ограниченности бюджета. Случайно или нет, но так получилось, что набор стран, медийная практика которых рассматривается в монографии, оказался весьма любопытным в контексте их поведения в мировом информационном пространстве. Пусть этим вопросам и не уделяется большого внимания на страницах книги, однако об отдельных аспектах информационной политики Польши, России, Турции, Индии при знакомстве с данной публикацией можно составить определенное представление.

Поэтому есть уверенность, что представленная коллективная монография станет дополнительным источником информации в рамках осмысления современной мировой и ближневосточной политики. Предложенное восприятие политико-медийной реальности, без всякого сомнения, стоит отнести к числу междисциплинарных, что усиливает востребованность работы для тех, кто занимается темой Ближнего Востока в самых различных ее проявлениях - истории, культуре, политике, массовой информации и других.



Поступила в редакцию 27.06.2019