Поколение безработных

Скачать статью
Засурский Я.Н.

профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой истории зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: yzassoursky@gmail.com

Раздел: Колонка редактора

---

Ключевые слова: поколение безработных, колонка редактора

Английский деловой еженедельник «Экономист», который сегодня издается тиражом около миллиона экземпляров, очень четко реагирует на изменения, которые происходят в экономике и политике европейских стран и, прежде всего, Ве­ликобритании. Один из последних майских номеров этого журнала за 2013 год поместил на обложке фразу «Поколение безработных». Журнал, комментируя эту фразу, стремится объяснить причины растущей безработицы и даже пытается говорить о том, какие шаги можно предпринять для того, что­бы создать новые рабочие места. Тем не менее выводы этого журнала весьма интересны, но пессимистичны.

Количество молодых людей, которые не имеют работы в глобальном мире, — как они пишут, — достигло таких разме­ров, что соответствует количеству всего населения Соединен­ных Штатов. Ссылаясь на статистические данные, журнал «Экономист» предупреждает о том, что безработица грозит стать еще более значительной и серьезнейшей угрозой раз­витию — и экономическому, и политическому.

В мире, и прежде всего в развитых странах, среди молодых людей от 15 до 24 лет 26 млн не могут найти себе работу или поступить учиться, или попытаться получить другую профес­сию. Число безработных молодых людей выросло на 30% по сравнению с 2007 г. Международная организация труда сооб­щает, что 75 млн молодых людей в мире ищут работу. Всемир­ный банк в своих исследованиях указывает, что 262 млн моло­дых людей в странах, где развиваются новые рынки, тем не менее, не могут себя поддерживать экономически.

В зависимости от того, как измерять количество безработ­ных, число молодых людей, не имеющих возможности найти себе применение, растет, и это носит не локальный, а глобаль­ный характер.

Особенно важную роль в этом процессе играют два факто­ра. Первый: длительный экономический спад на Западе в про­мышленном производстве сократил потребности в работни­ках, и, кроме того, сегодня легче отложить найм на работу молодых людей, чем уволить более старых рабочих. Второй фактор: население в развивающихся экономиках быстрее все­го растет в странах с очень плохо функционирующим рынком рабочей силы, — таких, как Индия и Египет.

«Арка безработицы»

В результате на Востоке, полагает «Экономист», возникла «арка безработицы» — она идет от Южной Европы через Се­верную Африку на Ближний Восток и оттуда в Южную Азию, где упирается в районы, где рецессия в более богатом мире сочетается с «землетрясением» на юге.

Гнев молодых безработных уже вырывается на улицы Ближ­него Востока. Преступность, которая в «богатом» мире идет на убыль, растет в Испании, Италии и Португалии, — странах с очень высоким уровнем молодежной безработицы.

Возникает вопрос: а сможет ли рост экономики дать моло­дым работу? Отвечая на этот вопрос, обычно говорят, что оче­видный путь решить эту проблему — с помощью усиления эко­номического роста. Но самые проблемные страны — Испания и Египет — страдали от безработицы даже тогда, когда их эко­номика была на подъеме. На протяжении рецессии компании продолжали жаловаться, что они не могут найти молодых лю­дей с нужными навыками работы. Это подчеркивает важность двух других возможных решений: реформы рынка рабочей силы и улучшения образования. Это два знакомых рецепта, но они требуют очень больших усилий, новых шагов и новой изобретательности.

Молодежная безработица часто особенно велика в странах со строгими законами, касающимися труда и использования труда. Картелизированная промышленность, высокие налоги на найм новых рабочих, строгие правила относительно уволь­нений, высокая минимальная зарплата — все это обрекает молодых людей на безработицу. Южная Африка имеет один из самых высоких уровней безработицы в странах южнее Саха­ры.

В значительной степени это происходит потому, что мощ­ные профсоюзы и строгие правила найма и увольнения огра­ничивают возможности управления рабочей силой. Многие страны в «арке молодежной безработицы» имеют высокие ми­нимальные зарплаты и большие налоги на работающих. Ин­дия, например, имеет около 200 законов о найме на работу и об уровне зарплаты. Дерегулирование рынков рабочей силы — это центральная проблема в решении судеб юношеской без­работицы. Но само по себе это не будет действовать.

В Великобритании очень гибкий и хорошо приспособляю­щийся рынок рабочей силы и высокий уровень юношеской безработицы. В странах, где положение в этом отношении лучше, правительство имеет тенденцию играть более актив­ную роль в поисках работы для тех, кто ее ищет. Германия, ко­торая занимает второе место по снижаемому уровню моло­дежной безработицы, в этом смысле показательна.

Северные страны создали специальные «профессиональ­ные планы», чтобы охватить работой или обучением молодых. Но эта политика требует очень больших средств и ее трудно выстроить в Южной Европе, где имеются миллионы безработ­ных, не говоря уже о развивающемся мире. Более дешевый подход может быть достигнут с помощью реформы тех участ­ков экономики, где особенно много голодных до работы лю­дей. Например, если облегчить малому бизнесу возможности получать лицензии, или лишить строительные компании новых проектов строительства, или магазинам работать допоздна, — это все хорошие слова, но вряд ли они могут оказать решаю­щее воздействие на состояние рынка рабочей силы.

Есть и другие способы решения этих проблем. Южная Ко­рея ввела специальные школы, Сингапур увеличил число тех­нических училищ, в Британии развивают систему ученичества и пытаются улучшить техническое образование.

Конечно, для решения этой проблемы необходимо изме­нить отношение бизнеса к ней. Некоторые компании, начиная от «Ай-би-эм» и «Роллс-Ройса» до «Макдоналдсов» и гостиниц, пересматривают свои планы подготовки сотрудников, но страх со стороны занятых на работе расхолаживает фирмы.

Имеются и другие пути решения этой проблемы. Работода­тели могут сотрудничать с колледжами, разрабатывать планы учебных курсов. Например, новые технологии тоже сокраща­ют стоимость подготовки. Программы, опирающиеся на ком­пьютерные игры, дают молодым определенное виртуальное представление о работе, своего рода виртуальный опыт. И эти онлайн-курсы устанавливают лучшее соотношение между образованием и рынком рабочей силы. Компании начинают предпринимать более ответственные шаги для инвестиций в молодых, и технология помогает демократизировать образо­вание и обучение. У мира есть реальный шанс внедрить обра­зовательную революцию, достойную масштабов проблемы, но насколько реальны эти планы?