«Московские ведомости» под редакцией Л. Тихомирова. 1909 г.

Скачать статью
Есин Б.И.

доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: esin@mrteam.ru

Раздел: История журналистики

В статье рассматривается последний период издания газеты «Московские ведомости», ее содержание, когда редактором был Лев Тихомиров. «Московские ведомости» этого времени не исследовались, хотя о газете имеется достаточно большая литература. В указанный период решался вопрос о принадлежности газеты Московскому университету, хотя окончательно не был решен и тогда.

Ключевые слова: «Московские ведомости», Лев Тихомиров, консерватизм, Московский университет.

О газете «Московские ведомости» (1756—1917) существует до­статочно большая литература. Отдельные периоды становились предметом популярных статей и серьезных исследований. В 2008 г. факультетом журналистики Московского университета были изда­ны небольшим тиражом в двух частях материалы, последовательно характеризующие старейшую русскую газету Однако в ее истории нет работ, которые касались бы последних лет существования «Московских ведомостей», когда ею руководили такие люди, как С.А. Петровский, В.А. Грингмут, А.С. Будилович. Л.А. Тихомиров и др.

Лев Тихомиров был приглашен редактировать старейшую мос­ковскую газету в 1909 г.

Это был известный журналист и политический деятель. Тихо­миров с 1879 г. состоял членом исполкома партии «Народная воля» и в 1880 г. редактором газеты того же названия. После убийства Александра II Тихомиров эмигрировал и издавал в Женеве «Вест­ник “Народной воли”».

Позднее Тихомиров полностью отказался от революционной деятельности, обратился к царю с публичным покаянием и издал брошюру «Почему я перестал быть революционером?» Легально вернулся в Россию в 1889 г. и с 1890 г. сотрудничал в «Московских ведомостях».

После смерти Грингмута в октябре 1907 г. и сменившего его Будиловича, Тихомиров был назначен редактором «Московских ведо­мостей», и сам император выразил удовлетворение этим выбором.

Как бы вспомнив свою бывшую газету «Народная воля», Тихоми­ров, став редактором, так характеризовал «Московские ведомости»: «Это — не боевой партийный листок» (а таким «боевым листком» была «Народная воля». — Б.Е.), «Московские ведомости» по тра­диции «являются органом исторического национального направ­ления, — писал он, — и служение всей полноте национальной жизни составляет обязанность такого органа»1.

При Тихомирове редакция газеты переехала из здания сино­дального ведомства, куда она была переведена при Будиловиче в 1908 г., в дом госпожи Самариной в Камергерском переулке, т.е. почти на свое старое место на Петровке близ Страстного бульвара, где редакция газеты размещалась целое столетие до кризиса 1907 г. Этот «кризис» заключался в том, что начиная с 1905 г. университет ставил вопрос о снятии университетского герба с «Московских ведо­мостей» и о прекращении номинальной связи с газетой, поскольку на ее страницах систематически помещались статьи, направлен­ные против профессоров и студентов, о чем писал в своей брошюре В.И. Вернадский2.

В 1907 г. в Совете университета снова обсуждался вопрос об аренде типографии и газеты. В январе 1908 г. аренда типографии была аннулирована. Имущество ее полностью перешло в ведение университета. «Московские ведомости» стали печататься в частной типографии Саблина, редакция сменила адрес.

Помещение, где находилась редакция с 1908 г., никак не устраи­вало ее работников — там было слишком тесно. По завершении этого переезда в Камергерский переулок было рассказано в «Московских ведомостях» в июле 1909 г. Молебствие по случаю новоселья было назначено на воскресенье 5 июля 1909 г.

Газета давно уже имела консервативное направление, заложенное Катковым, и Тихомиров, став убежденным монархистом, пришелся ко двору «Московским ведомостям». Но нажитый ранее газетный опыт Тихомирова подсказывал достаточно широкий диапазон ин­формационности газеты. В это время она имела шесть полос, при­личную розницу Подписка проводилась в Москве, Петербурге и Париже. Газета ставила целью добиваться гармонии русского на­рода в империи путем воссоздания национального духа и любви к отечеству.

В ней говорилось о необходимости разработки социально-эко­номических преобразований, чтобы улучшить материальное суще­ствование народа путем единения национальных сил, отбросив классовый эгоизм сословий. Надежда на достижение этого возла­галась прежде всего на дворянство, как носителя государственных интересов.

В связи с этим намерением в июле был широко отражен юби­лей Полтавской победы. Об этом писали специально и иногда ми­молетно по какому-либо информационному поводу. Это нашло отражение в оперативной рубрике «Телеграф и телефон»: Государь благодарит Киевского и Волынского губернатора за прием во вре­мя приезда на Украину на празднование годовщины Полтавской битвы. Было помещено сообщение из Воронежа о факте получения губернатором телеграммы Николая II с благодарностью за прием по случаю Полтавы и текст самой телеграммы. В вестях из-за границы сообщено, что немецкая пресса печатает речь, сказанную госу­дарем на юбилее Полтавской битвы. В рубрике «Московская жизнь» говорилось о проекте установки в Москве памятника Петру. В «Пе­тербургских вестях» — о восхвалениях в докладах первого собра­ния императорского военного общества Петра Великого и Пол­тавского сражения и т. д.

Одной из приоритетных тем в газете была поддержка православия и православной церкви.

Так, например, была опубликована статья архимандрита Мака­рия о значении монастырей и иночества. Газета выражала обеспо­коенность тем, что большая часть прессы «сворачивает» народ с церковного пути. Правая журналистика слаба, тиражи ее малы и она не может противостоять всей прочей журналистике, сокруша­ется газета.

Были и другие материалы связанные с жизнью православной церкви. Например, сообщение о посвящении в сан игуменьи Скорбященского монастыря Нины, о раскопках близ Ипатьевского и Богоявленского монастырей, о праздновании дня рождения на­следника в храме Царского Села 30 июля 1909 г. и др.

Но вместе с тем газета дает и достаточно много другой инфор­мации. Традиционно сообщает постановления и распоряжения властей, думские новости, новости культурного плана из Казани, Вологды, Одессы, Подмосковья, например о праздновании в 1909 г. юбилея Н. В. Гоголя.

Широко дается судебная хроника (целиком 5-я полоса), крими­нальные новости: кража из церкви, спасение утопающего, послед­ствия стихии, самоубийства. Подвал второй и половина третьей полосы — беллетристика. Есть «Театр и музыка», «Академические известия» и даже рубрика «Спорт» (скачки, теннис, гребля). Шестая полоса и часть первой — коммерческая реклама.

Иностранная хроника касается Парижа (юбилей Гоголя, рефор­ма армии, отставка Клемансо), Берлина (Полтавский праздник), Лондона (сведения об индусской организации, ставящей целью свержение господства Англии), Константинополя, Тегерана. Со­общения из Турции касались противоборства между мусульманами и христианами, из Македонии — перечислялись случаи убийства высокопоставленных лиц, чиновников.

В номере от 21 июля широко освещается визит Николая II во Францию. Эта поездка была весьма важной, поскольку деньги на строительство железных дорог на Урале выделяли французские банки. 31 июля эта же тема была продолжена в статье «Железные дороги на Урале».

В рубрике «Дневник печати» весьма принципиальным был ма­териал о революции 1905 г. «Страшные годы “освободительного движения”» — так названы прошедшие события. В статье говори­лось о вреде всеобщих политических и экономических стачек, за­бастовок, ибо они тяжело отразились на промышленности, тор­говле и особенно на земледелии. Теперь нужна серьезная работа для подъема народного благосостояния. «К счастью, мы уже при­ступили к ней».

Не обошел печатный орган и национальный вопрос.

В нескольких статьях и заметках идет речь о Финляндии. В 1909 г. в «Дневнике печати» помещена заметка о положении евреев в Фин­ляндии. В «Иностранном обозрении» говорится о «вредном влиянии еврейской прессы в Палестине. В корреспонденции из Константи­нополя идет материал под заголовком: «Евреи-менялы в Турции».

В «Судебной хронике» рассказывается о факте насмешек, пре­следовании рабочими своего же товарища Цитовича.

В 1910 г. возникла полемика между «Московскими ведомостями» и «Русскими ведомостями».

«Московские ведомости» не раз поднимали вопрос о финском сепаратизме. Так, 26 июля 1909 г. была опубликована заметка «При­готовление к восстанию в Финляндии». В ней сообщалось, что фин­ляндское революционное сообщество «Войма» не только процве­тает, но готовит всеобщую забастовку и революционное восстание с целью отделения от России. В следующем году «Московские ве­домости» обвинят «Русские ведомости» в поддержке сепаратистов. Либеральная газета должна была оправдываться и упрекать «Мос­ковские ведомости» в «междустрочной тенденции», те. в уменьи читать между строк и отыскивать криминал.

Вместе с тем в газете, редактируемой Тихомировым, можно найти и популистские материалы, например, большую статью о положении писарей. Различные учреждения требуют большого ко­личества людей этой профессии, но никто не заботится о тяжелом положении многочисленных канцелярских тружеников, получаю­щих мизерную зарплату, для которых нет никаких курсов повыше­ния квалификации подобно некоторым другим профессиям.

Принципиальной можно считать в 1909 г. статью от 31 июля на первой полосе «Шведская забастовка и русская печать». В ней го­ворилось: в Швеции идет классовая борьба, постоянные забастов­ки рабочих. Русские газеты легкомысленно, по мнению автора, от­неслись к подобным «печальным» событиям у северного соседа. Левая печать толкает людей на продолжение забастовок, раздувает социальную борьбу. Одна газета (мы не называем этих газет, заме­чает автор, они — лживые печатные органы) «довралась», утверж­дая, что в Стокгольме бастовали 500 ООО человек, тогда как в этой стране рабочих меньше указанного числа, и никакая площадь не вместит такого количества людей, а ораторов не будет слышно всем собравшимся на митинге. Но это написано в газете, написа­но с целью провокации, с тем расчетом, вдруг и у нас произойдет подобное.

Зачем взращивать революционные инстинкты подобными со­общениями? — спрашивает редактируемая Тихомировым газета. Положение отечественных рабочих сложное, тяжелое. Они научи­лись читать, но еще не имеют своего суждения и попадаются на удочку революционеров-интеллигентов, чтобы развертывать клас­совую борьбу. Неведение рабочих позволило превратить их орга­низации в орудие социалистов. Предприниматели в этой борьбе отстаивают свои интересы. Но чем бы дело ни кончилось в Сток­гольме, русским рабочим надо понять, что подражание шведским рабочим повергнет нашу страну в «беспросветные бедствия».

Заканчивалась статья призывом не поддаваться на подстрека­тельства радикальной печати.

Таким образом, по всем значительным вопросам общественной жизни газета являет себя сторонником существующего режима об­щественного уклада. Насаждение национал-патриотизма, осужде­ние революционной инициативы рабочих — главное в ее содержа­нии.

Л. Тихомиров состоял редактором «Московских ведомостей» до 1913 г.

Примечания 

1 Московские ведомости. 1909. № 5.

2 См.: Вернадский В.И. Об отношении Московского университета к «Москов­ским ведомостям» и к университетской типографии. М., 1905.



Поступила в редакцию 14.01.2013