Пророчества Збигнева Бжезинского на 2012 год

Скачать статью
Засурский Я.Н.

профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой истории зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: yzassoursky@gmail.com

Раздел: Колонка редактора

---

Ключевые слова: Бжезинский, международная жизнь

В первом номере за 2012 год американского журнала “Foreign Policy” («Иностранная политика»), который издается один раз в месяц и посвящен проблемам современной между­народной жизни, опубликована статья знаменитого амери­канского публициста, журналиста и исследователя Збигнева Бжезинского под названием «Как будет выглядеть мир в век американского упадка — опасно нестабильным?». 

Бжезинский высказывает свои соображения по поводу раз­вития международных отношений, судеб мира и Соединенных Штатов в условиях резко меняющихся реалий. Он делает упор на упадок американского влияния и видит в этом большую опасность для мира. 

Для приличия в начале статьи он ссылается на заявление некого китайского чиновника высокого ранга, который пришел к заключению, что упадок Америки и подъем Китая — оба неиз­бежны, сказав в припадке откровенности американскому чинов­нику: «Пожалуйста, пусть Америка не падает слишком быстро!». 

После этого вступления Бжезинский берется за привычное для себя дело выяснения геополитических последствий упадка роли Америки. Начинает он прежде всего с того, что у Америки как у мирового лидера не будет одного преемника — даже Китай не сможет выполнить эту роль. Международная неопре­деленность, возрастание напряженности среди глобальных партнеров и просто хаос будут, по мнению Бжезинского, наи­более вероятными последствиями этого процесса.

В то время как быстрый и массивный еще один кризис аме­риканской системы, например, приведет к быстро развиваю­щейся цепной реакции, которая в свою очередь приведет к глобальному политическому и экономическому беспорядку. Постепенный упадок Америки может привести к бесконечным войнам с исламом. Вряд ли возможно гарантировать, по мне­нию 3. Бжезинского, даже к 2025 году мир, в котором можно будет создать силу, способную выполнять роль, которую до сих пор играли Соединенные Штаты. 

В связи с этим Бжезинский напоминает, что после распада Советского Союза в 1991 году предположение об усилении роли Соединенных Штатов и об их превращении в нового гло­бального лидера, сотрудничающего в интересах укрепления мирового порядка, не оправдалось. 

Теперь Бжезинский предрекает длительную фазу неразре­шимых и неудачных попыток создания глобальных и регио­нальных центров с потенциальными фатальными рисками для всеобщего благополучия — скорее, чем мир, в котором востор­жествуют мечты о демократии, появится мир заботы о нацио­нальной безопасности, основанной на меняющихся разных формах соединения авторитаризма, национализма и религии. 

Затем он делает прогнозы на будущее: выделяет группу второклассных мировых держав — среди них Индия, Япония, Россия и некоторые европейские страны, — они уже рассмат­ривают потенциальные последствия упадка Соединенных Шта­тов для их соответствующих национальных интересов. 

Разбирая конфликты, Бжезинский считает, что Япония, на­пуганная усиливающимся Китаем, который доминирует на ази­атской территории, может подумать о более близких связях с Европой. Другое предсказание касается Индии — лидеры Индии и Японии могут подумать о более тесных политических и даже военных связях в случае упадка Америки и роста китай­ского влияния. 

Россия, которая, по его мнению, почти наверняка начнет заниматься беспочвенными рассуждениями и соображениями относительно американских перспектив, обратит свой взгляд на независимые государства бывшего Советского Союза. 

Объединенная Европа, видимо, будет тянуть мир в несколь­ких направлениях, — Германия и Италия будут тянуться к Рос­сии ввиду своих коммерческих интересов. Франция и ощуща­ющая отсутствие безопасности Центральная Европа будут стремиться к более тесным связям в рамках Европейского Со­юза; Британия же будует манипулировать балансом отноше­ний с Евросоюзом, при этом сохраняя свое особое отношение с теряющими влияние Соединенными Штатами. 

Другие могут двигаться еще быстрее, чтобы создать свои собственные региональные сферы влияния: Турция — в районе старой Оттоманской империи, Бразилия — в южном полуша­рии, и так далее. Но ни одна из этих стран, однако, не будет иметь возможности объединить экономические, технологиче­ские, финансовые, военные составляющие, для того чтобы по­пытаться стать наследником американского лидерства. 

Далее, продолжая обзор геополитических перспектив, Бже­зинский утверждает, что Китай, который неизбежно рассма­тривается как наследник Соединенных Штатов, конечно же имеет впечатляющий имперский опыт и стратегическую тра­дицию тщательно соблюдаемой терпимости. Оба этих фактора имеют критическое значение для его в целом успешной тыся­челетней истории. 

Бжезинский призывает США либо проводить в жизнь новую внешнеполитическую стратегию, либо готовиться к глобальным потрясениям, и он перечисляет пять зон возможных турболентностей. 

1. Грузия станет уязвима перед «политическим запугиванием и военной агрессией» со стороны России, полагает автор и продолжает свои запугивания: «Чем это грозит: власть России над южным “коридором” нефтегазового снабжения Европы, возможное усиление давле­ния на Европу, дабы она смирилась с политическими целями Москвы; “эффект домино” в Азербайджане», — заключает он свою статью. 

2. Тайвань станет уязвимее под нажимом Китая и подпадет под очарование его экономических успехов. Воссоединение приблизится, но на условиях, выгодных, скорее, Пекину. «Чем это грозит: риск серьезной конфронтации с Китаем», — пишет автор. 

3. Южная Корея окажется перед дилеммой: смириться с ре­гиональным господством Китая или укрепить отношения с Японией. «Это грозит: опасностью для военно-экономической стабиль­ности на Корейском полуострове; кризисом доверия Японии и Южной Кореи к существующим обязательствам США». 

4. Белоруссия. «Заметный упадок Америки даст России шанс безо всякого риска абсорбировать Белоруссию», — по­лагает автор. «Чем это грозит: пошатнется безопасность Прибалтики, осо­бенно Латвии», — говорится в статье. 

5. Украина: у Европы ослабнут желание и возможности ин­тегрировать эту страну в западное сообщество. «Чем это грозит: возрождением имперских амбиций Рос­сии», — пишет автор. 

6. Афганистан уже погряз в разрухе. Если американские войска будут выведены спешно, весьма вероятен распад Аф­ганистана и соперничество соседей за влияние. «Чем это грозит: возрождение “Талибана”; индийско-пакистанская “война чужими руками”; появление убежища для международного терроризма», — сказано в статье. 

7. Пакистан может переродиться в государство под управ­лением военных, радикальное исламистское государство с ком­бинированным военно-исламистским правлением или в ква­зигосударство без центральной власти. «Чем это грозит: полевые командиры с ядерным оружием; приход антизападного, располагающего ядерным оружием пра­вительства типа иранского; региональная нестабильность в Центральной Азии, причем насилие потенциально выплеснется в Китай, Индию и Россию», — предрекает Бжезинский. 

8. Израиль, а также «Большой Ближний Восток» в целом. Упадок Америки спровоцирует настоящие «тектонические сдвиги», которые подорвут политическую стабильность. Бжезинский видит угрозу прямой конфронтация Израиля или США с Ираном; рост исламистского радикализма и экс­тремизма; всемирный нефтегазовый кризис сделают уязви­мыми позиции союзников США в Персидском заливе. Перед лицом развивающегося кризиса Бжезинский растерянно пе­речисляет растущие урозы тектоничесих кризисов мировой экономики и политики.