Современный тезаурус теории журналистики (поиск терминологической ниши)

Скачать статью
Горохов В.М.

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: reklama202@mail.ra

Раздел: Теория журналистики и СМИ

В ряду интегрируемых теорией журналистики научных дисциплин одну из приоритетных позиций должна занимать теория коммуникаций (коммуникативистика, или коммуникология). Такая позиция обусловлена процессом информационной самоорганизации общества (Интернет) и возникающей при этом полисубъектностью коммуникационной деятельности. Это вовсе не означает принижения роли традиционных «спаринг-партнеров» теории журналистики (филология, история, социология и др.) Речь идет лишь об изменении конфигурации научных дисциплин, включенных в орбиту научного знания в сфере журналистики.

Ключевые слова: коммуникология, медиавистика, информационная самоорганизация общества

Я считаю, что сегодня нам нужно говорить о нескольких пози­циях, решать не только проблемы терминологии, но и затронуть проблемы развития науки. Кроме внутрицеховых проблем есть еще и внешние по отношению к теории журналистики вопросы. Недавнее прошлое нашей отечественной журналистики и связан­ные с ним концепции были идеологизированными и потому вы­зывали скепсис у серьезных ученых. А мы в своем теоретическом поиске часто не даем смежным научным дисциплинам повода для соучастия, для совладения предметом анализа.

Наша терминологическая база должна коррелироваться с более широким набором категорий, которые позволяли бы соотносить цели теории журналистики с тезаурусом других наук. Такой подход помог бы, во-первых, самоопределиться в новой информацион­ной реальности и, во-вторых, содействовать интеграции научного знания.

Наше общество сейчас находится на этапе информационной са­моорганизации. И это ключевая позиция с точки зрения решения терминологических проблем. Журналистика сейчас качественно изменилась. Дискуссия сегодня связана не только с внешней атри­бутикой теории, но и с тем, что сама наука пока не нашла адекват­ного ответа на возникающие ситуации. Развитие теории журна­листики заставляет искать те понятия, те термины, в которые помещается возможность преодолеть это противоречие.

Я предлагаю рассматривать теорию журналистики в контексте следующих понятий. Прежде всего в контексте коммуникативистики (или коммуникологии) — системы знаний, анализирующих и исследующих универсальные законы коммуникации в информа­ционном обществе. Это самодостаточный мир, связующий журна­листику с огромным миром коммуникационных процессов. Если мы с этим соглашаемся (я не уверен, что это произойдет сегодня), то тогда возникает новая методологическая ступень размышлений о коммуникационных процессах.

Следующий уровень, следующая позиция в терминологическом и сущностном определении иерархических ступеней знания — это медиавистика. Под медиа я понимаю совокупность реальных и виртуальных коммуникационных процессов, обеспечивающих пуб­личный гражданский социокультурный диалог в обществе. Жур­налистика является институциональной компонентой медиа, а теория журналистики — автономной сферой научного знания в области медиавистики.

Терминологическая упорядоченность отношений между коммуникологией, медиавистикой и теорией журналистики позволяет определить четкие координаты научного знания об информацион­ном обществе, непротиворечиво вмонтировать теорию журнали­стики в сложный, постоянно меняющийся мир современной науки и, следовательно, дает возможность выработать терминологиче­скую модель научного знания, адекватную потребностям развития и модернизации информационного общества.


Поступила в редакцию 20.08.2011