«Нью-Йорк Таймс» критикует президента Обаму, но поддерживает его новые инициативы

Скачать статью
Засурский Я.Н.

профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой истории зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: yzassoursky@gmail.com

Раздел: Колонка редактора

---

Ключевые слова: Нью-Йорк Таймс, президент, Обама

В 2012 г. в США и России пройдут президентские выборы. С этой точки зрения интересна редакционная статья в «Нью- Йорк Таймс» по поводу выборов американского президента. «Нью-Йорк Таймс» критикует Барака Обаму за то, что он за­держался в объявлении своих планов на следующий срок. Се­годня, когда экономика пошла вниз и в сочетании с очень сложными идеологическими проблемами создалась ситуация «поддержать или разрушить» средний класс и тех, кто хочет вступить в него. Об этом сказал Обама в речи в Осаватоми в штате Канзас 6 декабря 2011 г. и определил выбор для изби­рателей. Страна может вернуться к политике, которая открыла путь для богатых, но оставила всех остальных заботиться о себе, создавая то, что Обама назвал «экономикой за ваш собствен­ный счет».

Он подтвердил свое желание и стремление вступиться в защиту слабых и поддержать настоящую конкуренцию и обе­спечить такое правительство, которое имеет и будет иметь достаточно денег, чтобы защитить слабых и вложить деньги в образование и исследования. Выступление президента с речью в Осаватоми, пишет газета «Нью-Йорк Таймс», противо­стоит экономической теории, которая в мыслях у каждого ре­спубликанского кандидата в президенты, и дорога лидерам этой партии в Конгрессе.

Критика рыночного абсолютизма

«Рынок, — говорят они, позаботится обо всех проблемах, если налоги будут низкими, а регулирование будет минимизи­ровано...» «Это на первый взгляд кажется ловко, — сказал Обама, — но это не работает и никогда не работало, ни до ве­ликой депрессии, ни в 1980-х, ни в последнее десятилетие».

«Нью-Йорк Таймс» подчеркивает, что президент повторил свой призыв к богатым — платить больше налогов, чтобы фи­нансовые институты могли быть подвергнуты серьезному ре­гулированию для того, чтобы образование стало националь­ной миссией. Эта его речь снова мощно объяснила, почему эта политика так необходима. «Доходы тех, кто наверху и со­ставляет 1% населения, — отметил он, — увеличились более чем вдвое за последние 10 лет, в то время как средний доход упал на 6%. Шансы для бедного ребенка попасть в средний класс более чем серьезно уменьшились после Второй миро­вой войны. Это, — сказал президент, — бросается в глаза, и это вызов всему тому, за что мы выступаем».

Разрыв в доходах бедных и богатых

«Очень редко президент, говорится в редакционной статье “Нью-Йорк Таймс” так открыто и ясно говорит о разрыве в до­ходах нашей нации. Подчеркивается, что едва ли можно на­звать “неамериканским” думать об этом, как это пытается утверждать Ньют Гингрич, который утверждал эту идею в своем недавнем выступлении. На деле сегодня это самая острая проблема, которая возвращает нас на столетие назад.

Господин Обама выступал в том же городе, где президент Теодор Рузвельт в начале XIX в. требовал справедливо решить эти противоречия. Рузвельт поддержал сильное правитель­ство в роли регулятора бизнеса. Градированная шкала налога на большие состояния, на наследование и преимущество труда над капиталом — это то, что Гингрич назвал «социалистическим и хуже того». Как подчеркнул Обама, все это наносит ущерб американскому обществу. По мнению «Нью-Йорк Таймс», Обама опоздал достигнуть уровня страсти президента Рузвельта и его действия в интересах среднего класса и бедных и потерял многие возможности сократить бремя налогов, сделать его более справедливым и потребовал реальных действий по во­просу о строительстве жилья в условиях кризиса. Он считает, что банки в этом виноваты и подчеркивает это в своей речи. Он энергично борется за реалистический план для американ­цев — вернуться за работу, — и осуждает каждый шаг респуб­ликанцев в противоположном направлении. Кажется, что сожжены, забыты и выброшены старые стремления к компро­миссу, и сейчас он полностью ангажирован против философии его оппонентов.

Речь президента на деле, кажется, очень выразительно определила его аргументы против тезиса Митта Ромни, что бизнес, если ему не мешать, может легко дать американцам работу и процветание. «Тедди Рузвельт знал лучше 101 год тому назад, и это очень правильно было услышать из уст пре­зидента Обамы».

Выступление газеты «Нью-Йорк Таймс» в поддержку дейст­вующего американского президента очень важно прочитать и услышать нашим читателям, нашим аналитикам, нашим эко­номистам. Мы сейчас тоже задумываемся над тем, как решить проблему экономического кризиса, и у нас тоже очень боль­шой разрыв между бедными и богатыми. И Обама, конечно, прав, что здесь нужно вмешательство государства, нужна под­держка бедных, и в этом направлении должна идти экономи­ческая политика государства. Опыт американцев и предло­жения Обамы гармонируют с той ситуацией, которая у нас сложилась.

В защиту жертв кризиса

Совет Обамы относится не только к американским полити­кам, это философия защиты жертв кризиса: нужно добиться большего равенства в обществе, нужно защитить людей, кото­рые особенно страдают от кризиса и от роста безработицы. Это острая проблема для Америки. Она существует и у нас. В год, когда выборы проходят и в России и в Америке, борясь с трудностями и опасностями, которые угрожают и России и Америке, полезно использовать лучшие рецепты из нашей и американской практики. В этом отношении речь президента Обамы в Осаватоми показывает нам и общность проблем и возможную общность разрешения этих проблем.