Визуализация как средство структурирования содержания в печатных медиа

Скачать статью
Газанджиев C.Г.

кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры техники газетного дела и средств информации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

e-mail: gsg40@bk.ru

Раздел: Периодическая печать

Автор исследует синонимичность определений «структура» и «композиция», принятых в теории оформления периодических изданий. Предлагает ввести уточняющие термины «структура содержания» и «визуальная структура».

Ключевые слова: композиция, структура, визуальная структура

В учебной литературе по оформлению периодических изданий не вполне ясно прописаны вопросы содержательной и визуальной составляющих печатной периодики.

В свое время на этапе обобщения оформительской практики разработки теории композиционно-графического моделирования как комплексного подхода к разработке внутренних (содержательных) и внешних (оформительских) составляющих издания были определены как “структура и композиция”. И если “структура” од­нозначно стала трактоваться как “способ организации содержания” (Киселев, 1988: 91), “модель содержания” (Волкова, 1999: 35), то с термином “композиция” возникают некоторые затруднения.

Во-первых, он различно и часто неоправданно расширительно толкуется авторами, включающими в него и содержательные и оформительские составляющие. Студенты же — из-за синонимичности терминов — с трудом воспринимают материал, особенно когда разговор заходит “о детализации, расшифровке того, какие части объединяет композиция” (Табашников, 1994: 42).

Действительно, как отметил И. Табашников, «на практике трудно провести “демаркационную линию” между композицией содержания и его внешним оформительским воплощением», поскольку структурные связи воспринимаются нашим сознанием умозрительно, «а композиционные — в их “вещественном” обли­ке», и предложил «разграничить понятия “композиция газеты”, обозначающее содержательную, структурную связь, и “графиче­ская композиция” — как способ связи оформительских элемен­тов» (там же: 43).

Если так, то куда девать “структуру”? Затем возможно неодно­значное и поэтому неоправданно расширительное толкование этих самых способов “связи оформительских элементов”.

Однако же главное заключается в наше время в том, что жест­кая конкуренция на современном медийном поле, увеличение ис­точников информации и усиление выборочности обращения к ней, повторяемость тематики, дублирование ее периодикой, теле­видением и радио, сетевыми источниками, да и сама избыточность информации заставили искать новые решения, призванные при­влечь и удержать внимание читателя.

Одним из путей расширения возможностей контакта с аудито­рией стало развитие взгляда на создание сообщения как на визуали­зацию, т.е. соединение вербального языка с другими средствами, комбинаторное связывание многих элементов, увеличивающих сте­пень наглядности и привлекательности информации.

Это стало возможным благодаря развитию технологий подго­товки печатных изданий, позволивших применять самые разно­образные приемы, средства и формы визуального представления содержания.

В связи с этим необходимо уточнить значения указанных тер­минов, поскольку они кажутся недостаточными для определения или описания того нового, что появилось в оформлении периоди­ки, и предложить дополняющие.

Вся история текстов — это непрерывное развитие их вербаль­ной и визуальной структуры через разделение сплошного текста на отдельные слова, затем предложения, появление прописных букв в его начале, рубберный цвет, абзацные отступы и далее к более раз­витой организации — от простого членения к сложному, от про­стого последовательного расположения к сложным построениям.

Восприятие содержания в преобладающей степени зависит от того, насколько полно оно структурировано визуально и точно вы­ражено в композиции: “На самом деле, мы считаем, что не важно, какого размера материал, важно, как он структурирован. Читатель с удовольствием может прочесть очень большой кусок текста, если он правильно разобран”1.

Сплошные потоки текстового набора сегодня преобразуются в сложноорганизованные конструкции, состоящие из основного и дополняющих текстов, изображений, выносок, таблиц и пр., мар­кируются цветом, фоном и другими оформительскими средствами.

Газетно-журнальный текст становится объектом все более раз­витой интерпретации. Вычленение оформительскими средствами его внутреннего строения, актуализация значимых частей различными средствам выражения, отсылки к справочным или поясняю­щим элементам, включенным в наборное поле, основательно пре­ображают визуальные характеристики издания.

Визуализация становится специфической организацией текста, позволяющей и полнее выявить и выразить его структуру, и с по­мощью набора существенных формных признаков идентифицировать соответствующее содержание.

Визуальная структура формы работает как сигнал и знак, ука­зывающий на то или иное содержание.

Так, изменение формата колонки против обычного указывает чаще всего на какой-то элемент, отличающийся от других. Закре­пление за различными разделами, блоками подборками определенных форматов делает их отличительными визуальными компо­нентами той или иной структуры.

У каждого содержательного компонента есть некоторый набор внешних признаков, который и позволяет нам отличать их друг от друга. Количество же и способ применения “наиболее характер­ных, регулярно повторяющихся наборов (комплектов) оформитель­ских элементов и их характеристик” (Галкин, 1981: 25) прежде всего зависят от важности материала и сложности его внутренней формы.

Меняя формат колонки, используя подложку, мы не просто создаем изолированную форму материала, а формными средства­ми подчеркиваем его “отдельность” в общей структуре, и именно как отдельная структурная составляющая он и воспринимается.

Сочетания визуальных элементов, вычленяемые из массива оформительско-дизайнерских средств, и их количество выступают как коды, становятся ключами для идентификации текста как основного, второстепенного, вспомогательного, т.е. по месту в ие­рархии текстов в полосе и в номере либо по жанровой принадлеж­ности — статейный материал отличается от информационного степенью сложности визуальной структуры.

Жанры, так же как и подборки, обладают как качественными, так и количественными характеристиками, разделы имеют опре­деленные физические размеры, и им присущи собственные сред­ства структурирования, набор приемов организации структуры, позволяющий идентифицировать жанр или подборку.

Если в интервью нет вводки, не выделены вопросы или ответы, т.е. нет привычных и необходимых визуальных элементов формы, свойственных этому жанру, то и материал не ассоциируется с соот­ветствующей структурной единицей. Точно так же, чтобы иденти­фицировать подборку как таковую, она должна быть соответству­ющим образом организована, выражена в визуальной структуре различной степени сложности.

Построение полосы можно рассматривать в зависимости от вида и способа верстки как вертикальную или горизонтальную, смешанную, “с одним доминирующим материалом, с двумя и бо­лее центрами, мозаичную” (Табашников, 1994: 149) структурную конструкцию.

Это в свою очередь говорит о том, что у каждой структурной единицы есть некоторый образ, из сложения которых составляется образ полосы, издания. Наличие или отсутствие такого содержатель­ного структурного компонента, как новостные подборки, меняет и визуальную структуру, и образ полосы.

Структура содержания как совокупность проблематик, темати­ческих линий, информации различных типов определяет совокуп­ность оформительских доминант как визуальных структур, свой­ственных данному изданию. Для каждого издания и для подгрупп изданий должны существовать разные структурные — содержа­тельные и соответствующие им оформительские — константы.

Сколько и какие схемы использует издание, — этим определя­ется его оформительский характер и его общая визуальная струк­тура. Именно те способы объединения элементов, которые используются в конкретном дизайне применительно к отдельным материалам и к оформлению в целом, рождают “образ” оформле­ния, то особенное, что делает отличным одно издание от другого.

Отсюда рождается стиль как устойчивая визуальная общность отдельных структур, складывающаяся в визуальную общность но­мера (номеров), инвариантная характеристика объекта, остающая­ся неизменной при определенном изменении переменных.

Строение формы находит выражение в визуальных структурах различной степени сложности — от самых простых до самых слож­ных, а структурирование становится средством организации новых коммуникативных связей между читателем и издателем.

Следовательно, имеет смысл ввести уточняющие и дополняю­щие термины структура содержания и оформительская или визу­альная структура. Первый — это состав и распределение объем­ных, жанровых, тематических составляющих издания в номерах, по полосам и т.д. Второй — организация формы, формное структу­рирование.

Структура содержания как его организация, распределенная совокупность проблематик, тематических линий, информации различных типов, это структура, сформированная пока “идеально”, даже если она зафиксирована в плане, в “раскладке” номера.

Визуальная структура — та, что в материализованном шрифто­выми и всеми остальными средствами, в готовом виде в форме оригинал-макета или оттиска, “перешедшая из внутренней формы во внешнюю” (Киселев, 1988: 91) стала видимой. Прежде всего этим, на наш взгляд, может быть устранена помеха в виде синони­мичности понятий “композиция и “структура” и их двоякого тол­кования.

Рассмотрение всех элементов оформления с точки зрения струк­туры позволяет обобщенно взглянуть на все аспекты формы, упро­стить трактовку термина “композиция”, включить в его общее определение такие компоненты, обычно рассматриваемые отдельно, как композиция и структура заголовка, виды верстки (как синони­мы композиционных построений полос), средства навигации и др.

Введение дополнительных терминов упрощает, на наш взгляд, трактовку определения композиции, а достоверное вычленение визуальных характеристик облегчает сравнительный анализ оформ­ления изданий, их групп и видов в целях типизации.

Примечания 

Из выступления А. Шелютто, арт-директора “Известий” на конференции “Га­зетный дизайн 2004” (22—24 октября 2005 г., Москва). Режим доступа: http://www.newspaperdesign.ru/2004/conf

Библиография

Волкова В.В. Дизайн рекламы. М.: Книжный дом “Университет”, 1999.

Галкин С.И. Моделирование и некоторые проблемы оформления пе­чатных изданий // Газетное оформление. Теория и практика моделирова­ния. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Киселев А.П. Средства организации газетной и журнальной формы // Оформление периодических изданий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

Табашников И.Н. Газета и дизайн. Тюмень: СофтДизайн, 1994.


Поступила в редакцию 22.02.2010